Я не особый ценитель современной литературы, но стараюсь быть в курсе новинок, иногда попадаются довольно стоящие вещи. Недавно натолкнулась на новый роман Дианы Сеттерфилд "Пока течет река" (2018 г.) и вспомнила, что у меня еще ее "Тринадцатая сказка" нечитанной лежит. Решила это дело поправить, легла на диван, взяла книжку, прочла три страницы и уснула. И картина эта повторялась в течение двух месяцев, пока я не включила аудиоверсию книги и не заставила себя слушать.
Автора сравнивают с сестрами Бронте и Дафной дю Морье, говорят, что роман имеет много общего с готическими произведениями. Но у меня такого желания сравнить не возникло, и к готике книга имеет весьма посредственное отношение. Расскажу почему, и попутно опишу сюжет.
Итак, "Тринадцатая сказка" о чем она?
Честно, я думала, что это какая-то фантастическая история, возможно фэнтези, обложка книги к этому способствует, а отзывы критиков я прочитать не удосужилась, теперь так больше не делаю) Но книга написана совсем не в фантастическом или фэнтезийном жанре. Это проза, близкая к классике, вот только лишенная ее прелестей в виде философских мыслей. Проще говоря она не заставила меня ни о чем задуматься. Единственное о чем я подумала - это о том, что:
- из детей Маугли редко вырастают нормальные личности;
- сиамские близнецы странные личности, вс жизнь испытывающие психологическую тягу друг к другу;
- конфикт между детьми и родителями бесконечен, но здесь он не показан, вот так);
- столько сумасшедших на один квадратный метр повествования я встречала только в "100 лет одиночества" Маркеса.
Повествование переносит нас, как мне показалось сначала в 19 век, но потом я поняла, что героиня разъезжает на автомобиле, поэтому точно 20-й. Но примет века почти не наблюдается, поскольку главная героиня живет, как монашка, никуда не выходит и ни с кем особо, кроме родителей не контактирует. Итак, 20-й век, одна главная героиня - помешанная на книгах затворница, другая - известный писатель. Естественно, что они не могут не встретиться.
Герои
1. Маргарет Ли. Та самая затворница, ну или почти затворница. Из всего повествования я поняла, что она любит классику, особенно Бронте и Остин, живет с родителями, в свои-то 27 с хвостиком лет, не имеет друзей, увлечений, помимо книг и написания биографий давно умерших авторов, тоже не имеет. А еще у нее на сердце груз. Она узнала, что при рождении умерла ее сестра-близнец. И это почему-то сводит ее с ума. Матери она в принципе не нужна, у той депрессия и вообще она только упоминается, но никогда не описывается, как действующее лицо, возможно, только в начале. Отец тоже любитель книг - владелец книжной лавки. В общем все серо и убого. Несмотря на то, что книги я очень люблю, мне не показалась любовь к книгам героини чем-то возвышенным, она не вдохновляет, скорее заставляет ей посочувствовать.
2. Вида Винтер. Еще одна главная героиня. Писательница, чрезвычайно популярная и таинственная. Дело в том, что она никогда не рассказывала историю своего происхождения. всегда и всех обманывала. Честно, я ничего не поняла о том, какая она, что за человек. о чем мечтала, как жила. Мне было скучно с этим персонажем. Воникло ощущение того, что мне показали кусочек Виды Винтер и забыли показать вторую половинку.
Остальные герои: Емелина и Аделина Энджелфилды, Изабель, Чарльз Энджелфилды, прислуга, Эстер.
Ход повествования (Спойлер)
Живет в провинции некая Маргарет Ли, пишет биографии,особо не популярна, но когда-то ей удалось даже напечатать свою статью, и даже был успех. Но писателем она быть не стремиться, ей больше нравится читать книги. Однажды ей присылают письмо, подписанное - "Вида Винтер" В письме известная писательница просит Маргарет приехать к ней в поместье и стать человеком, которому она может доверить написание своей настоящей биографии. Маргарет не очень хочет браться за эту работу, но после прочтения книги писательницы под названием "Тринадцатая сказка" , она решается. Дело в том, что в книге не 13, а 12 сказок и Маргарет любопытно, где же делась 13-я?
Она приезжает в поместье, находит общий язык с Видой Винтер, но она кажется ей очень странной. Радости по поводу написания ее биографии Маргарет все еще не испытывает.
Вида Винтер рассказывает биографу о своем детстве. Сначала она говорит о себе в третьем лице, потому не сразу понимаешь, кто здесь кто, но потом все становится яснее (ближе к середине книги). Итак, Вида родилась в поместье Энджелфилдов, ее звали не то Аделина, не то Эвелина. Дело в том, что были и Аделина и Эвелина, девочки-близнецы, вот только Маргарет не могла никак понять, кто такая Вида, сама она чаще называет себя Аделиной.
(в этом месте я конкретно запуталась)
Близнецы родились в браке, но поговаривают, что их настоящий отец - родной брат их матери - Чарльз. Мать зовут Изабела. Она сошла с ума, умерла в психушке и никогда не занимлась воспитанием детей. Чарльз также свихнулся, но мне кажется, что он таким уродился. Оба были жестоки и коварны, Эвелина и Аделина воспитывались старой служанкой и садовником, были нелюдимы, полностью походили на своих родителей, повторяя их судьбу. В деревне их боялись.
Однажды Аделина украла коляску с ребенком и едва его не убила, при этом смеясь и наслаждаясь случившимся. А еще она била сестру. Также поступала и ее мать по отношению к своему брату.
(Здесь у меня возникла мысль о том, что близнецы повторили судьбу Изабелы и Чарльза, также предоставленных самим себе после смерти матери и удаления отца от дел)
Девочки плохо воспитаны, дикие, не умеют правильно говорить. Просветление в их жизни наступает после появление в доме гувернантки, некой Эстер. Она отмывает сестер, чинит дом, следит за поведением и питанием домочадцев. Но после неприятной романтической истории между Эстер и местным женатым доктором, она уезжает. Все возвращается на круги своя.
Пока Вида рассказывает, Маргарет все время вспоминает о своей сестре, она будто ее чувствует и злится на родителей, которые не рассказали ей о близнеце (она нашла документы сама). В общем, Маргарет сидит в мрачном доме, слушает о сумасшедших и потихоньку сама сходит с ума.
Описав детство девочек, Вида переходит к их юности. Дядя Чарли исчезает и девочки. которым уже 15, решают сами взять на себя управление поместьем. Точнее решает Вида, она же Аделина. Но тут одно НО! На всем протяжении рассказа Маргарет думает, что Аделина умственно неполноценна, как же она могла стать в один миг такой умной?
А все проще, чем кажется. Чарльз закрутил шашни с местной крестьянкой и она родила ему девочку, почти погодку сестер. Родила и подбросила в дом к Энджелфилдам. Три сестры росли вместе, только все думали, что их две. Эмелина и Аделина действительно были не совсем в себе, а Вида - вполне нормальна. Она была очень на них похожа, поэтому выдавала себя при чужих за Аделину. Тайну эту Маргарет узнает сама, после того как в бывшем поместье Энджелфилдов находят скелет.
Прошло время, Эвелина переспала с юным садовником (Аделина убила предыдущего) и родила от него мальчика. Ребенка Вида скрыла, но он оставался в доме. Аделина жутко ревновала Эвелину к ребенку и решила его убить, сначала попытавшись задушить, а затем устроив пожар. Дом сгорел, Вида и ребенок спаслись, одна из близняшек тоже, но Вида до сих пор не знает, кто именно, поскольку всю жизнь спасенная не разговаривает, а лицо ее изорудовано. Живет она тут же с Видой в поместье. Маргарет с ней знакомится.
Вида отдала ребенка в приемную семью, но сейчас, когда она готова умереть (сильно больна, галлюцинации) ее племяник вырисовывается на горизонте, Маргарет пытается познакомить его с Эвелиной, но затея оказывается провальной. В общем, он получает возможность обрести семью только после смерти Эвелины и Виды, которая наступает сразу же после окончания повествования.
Единственный вывод, что мне понравился в конце состоит в том, что:
"Нужно беречь, что имеешь, и родители не те, что родили, а что воспитали в любви" Но постулат этот представлен так неуклюже и топорно, что ничего кроме кривляния на лице не вызывает.
Смерть Виды завершает книгу. Маргарет примиряется с отсутствием близнеца и даже прощается с ней, обещая встретиться после своей смерти. Она даже замуж выходит, но концовка такая скомканная, что поняла я это не сразу.
Роман мне не понравился, по душе пришлись только некоторые высказывания:
Умение ловко прятаться теряет всякий смысл, когда тебя никто не ищет.
Решения, принятые глухой ночью, обычно теряют силу при свете дня.
А вот это высказывание насторожило:
"Чтобы быть вежливым не нужно иметь талант. Наоборот, вежливость - это единственное, что остается, когда во всем остальном вы потерпели неудачу. Невежливым людям наплевать на то, что о них думают. Не думаю, что Вагнер лишился бы сна, переживая о том, что обидел чувства кого-то. Потому что Вагнер - гений"
Это получается, вежливым быть плохо? Крутая мысль, очень такая "полезная", "многому учит", в кавычках разумеется.
В этом романе я разочаровалась, наверное и второй читать не буду. Сказки не нашла, герои отвратительны, их характеры не раскрыты по крайней мере для меня, эпохи я не почувствовала. Единственный плюс для меня - хорошо написана, но читать было очень скучно. Уже для статьи поискала мнение других читателей.
"Персонажи - отдельная песня. Они никакие. Как ни пыталась автор передать характер, изюминки каждого героя - в итоге у нее вышли безвольные и пустые куклы-марионетки. Ни один из героев не вызывает ровным счетом никаких эмоций"
https://irecommend.ru/content/tainy-tam-gde-oni-ne-nuzhny-bessmyslennaya-kniga-pretenduyushchaya-na-zvanie-goticheskogo-ro
"В целом не могу сказать, что книга очень плоха, нет, это вполне себе читаемый середнячок, не несущий в себе особого смысла, возведенный на пьедестал волной ажиотажа и хорошей маркетинговой компанией. Меня удивляет тираж этой книги и количество ее поклонников. На мой взгляд, произведение одноразовое, и пусть финал у него несколько непредсказуем, но второй раз я бы его не читала"
https://irecommend.ru/content/gryaznye-skazki
Эту книгу назвали бестселлером, но я к таковым отнести ее не могу. Это совсем не то произведение, которе хочется разобрать на цитаты, перечитывать, рассказывать друзьям. Это что-то среднее между бульварным романом и классикой, если такая середина есть. Но поскольку ее нет, то роман скорее плох, чем хорош. Единственное, что хорошо - я наконец-то знаю, о чем он, и я его закончила!
Если вам была полезна представленная информация, ставьте лайк. подписывайтесь на канал и пишите отзывы. И помните, мнение автора субъективно, у вас может и должно быть свое собственное. Было бы интересно узнать о ваших впечатлениях от этого романа.
Хороших вам книг! Ваш, Читающий хомяк!