Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор Татьяна Белова
В настоящее время, благодаря инновационным технологиям и цифровизации, незрячий специалист может эффективно работать во многих сферах деятельности — в искусстве, науке, образовании, юриспруденции, бизнесе, спорте, психологии, управлении и менеджменте. Сфера образования весьма перспективна и доступна для трудоустройства людей с проблемами зрения. Однако для человека, имеющего такие проблемы, профессия преподавателя иностранного языка — непростой выбор. В настоящее время таких специалистов в России — единицы. Причина в том, что помимо хорошего образования и владения методикой преподавания иностранных языков, незрячему специалисту необходимо осваивать информационные технологии, помогающие работать наравне с другими коллегами, а также разрабатывать собственные методы управления образовательным процессом, чтобы чувствовать себя спокойно и уверенно на занятиях. Кроме того, незрячему преподавателю часто приходится сталкиваться с недоверием или предрассудками со стороны работодателей и некоторых клиентов, и поэтому ему необходимо качественно выполнять свою работу. Наконец, чтобы сделать свою работу приятной и успешной и чувствовать себя уверенно, незрячему специалисту необходимо научиться преодолевать собственные трудности и развивать позитивное отношение к имеющимся ограничениям.
Будучи незрячей с раннего детства, я занимаюсь научной деятельностью и преподаю итальянский язык более десяти лет в группах и индивидуально различным категориям студентов, в том числе онлайн. В ходе наших уроков мои студенты не только овладевают итальянским языком и знакомятся с культурой Италии, они учатся взаимодействовать с незрячим специалистом и воспринимать его наравне с другими, независимо от имеющихся ограничений. Это важная социальная роль, которую должен выполнять незрячий педагог.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы познакомить общество с работой «особенных» преподавателей, рассказать кратко о тех проблемах, с которыми они сталкиваются, и описать пути их решения. Эта статья будет полезна также и специалистам, работающим с незрячими или слабовидящими студентами, включая педагогов, работающих в инклюзивной образовательной среде.
Еще 25 лет назад лишь небольшое число незрячих и слабовидящих людей получало высшее образование, что объяснялось малой доступностью информационных ресурсов. Незрячий человек оказывался в постоянной информационной зависимости: ему приходилось просить близких или друзей озвучивать необходимые материалы, а это было непростой задачей. Лишь с появлением компьютера и сети Интернет незрячие люди получили возможность независимого доступа к информации, что позволило им учиться наравне с другими студентами и получать образование на качественно новом уровне. В настоящее время, благодаря цифровым технологиям, любой незрячий человек, избравший для себя работу в качестве преподавателя, может чувствовать себя независимым и выполнять качественно свою работу как оффлайн, так и дистанционно. Далее хотелось бы подробнее остановиться на возможностях, которые открываются перед незрячими специалистами при использовании цифровых технологий.
Шрифт Брайля. Как преподаватель, я часто пользуюсь рельефно-точечным шрифтом Брайля, который я изучала в школе. Многие незрячие считают шрифт Брайля очень важным при изучении иностранных языков, так как он позволяет задействовать помимо слухового, тактильный канал восприятия, что очень важно при овладении новым иностранным языком. С помощью шрифта Брайля можно записывать любые тексты, в том числе и иероглифические. Любая буква и символ записывается с помощью комбинации точек, которые человек, не имеющий зрения, может прочитать кончиками пальцев. В настоящее время тексты на иностранном языке можно распечатать шрифтом Брайля на специальном принтере. Однако не все незрячие владеют шрифтом Брайля. Люди, потерявшие зрение во взрослом возрасте, тяжело адаптируются и плохо овладевают шрифтом Брайля. Кроме того, печать текстов шрифтом Брайля — трудоемкий процесс, а специальный брайлевский дисплей из-за высокой стоимости доступен не всем. Таким образом, шрифт Брайля — удобное решение, но подходит не всем людям с плохим зрением.
Использование компьютера и мобильных цифровых технологий. Я убеждена, что незрячий преподаватель не может работать без использования компьютера, сканера и программ экранного доступа. Благодаря технологиям, нам становятся доступными любые печатные материалы на любых языках. Чтобы сделать выбранный печатный материал доступным, нам, прежде всего, необходимо отсканировать его, затем конвертировать картинку в текст, и только после этого мы получаем возможность прочитать его с помощью специальных программ экранного доступа или на брайлевском дисплее. Этот процесс достаточно трудоемкий. Однако в настоящее время имеется большое количество электронных ресурсов, многие из которых удобны и доступны. Благодаря программам экранного доступа, которые озвучивают все, что написано на экране компьютера или сенсорного телефона, незрячий человек получает доступ ко многим интернет-ресурсам, он может пользоваться социальными сетями, почтой, месенджерами и другими ресурсами, в том числе мобильными приложениями. Люди с плохим зрением могут использовать обычный сенсорный телефон, который озвучивается с помощью специальной встроенной программы, и пользоваться большинством известных приложений. Как преподаватель, я часто подбираю материалы для своих занятий на специализированных тематических сайтах, использую электронные ресурсы, ищу видео на Youtube. Кроме того, при работе со студентами с ослабленным зрением, я могу подготовить и напечатать материал крупным шрифтом. Однако при использовании информационных технологий существуют и некоторые проблемы: не все сайты, приложения и ресурсы удобны и доступны для людей, использующих специальные возможности. Более того, технологии очень быстро развиваются, и приходится осваивать все новые приложения и программы, на что уходит много времени. Однако каждый преподаватель может выбрать для себя те ресурсы, с которыми ему удобнее работать и использовать их на своих занятиях.
Работа с текстом. Существует ошибочное мнение о том, что незрячий человек не может работать с текстами, и поэтому пользуется, в основном, аудиоматериалами, что является в корне неверным. Еще хуже, когда преподаватель, работающий с незрячим студентом, считает, что для изучения иностранных языков ему подойдут только аудиоматериалы без использования текста. Хотя существует небольшой процент незрячих студентов, которые привыкли воспринимать иностранную речь только на слух, для большинства студентов это является затруднительным. Я твердо убеждена, что любой человек, независимо от зрительных ограничений, должен научиться читать и писать. Если человек не использует тексты, восприятие иностранных слов искажается. Существует ложное мнение и о том, что слух незрячего человека значительно острее, чем слух обычного человека. Такое предположение неверно, за исключением факта, что незрячему человеку приходится воспринимать многое только на слух, поскольку невозможны другие способы восприятия. Причем у людей без остаточного зрения отсутствие зрительной памяти часто компенсируется не слуховым, а тактильным восприятием, которое нередко по воздействию даже опережает слуховой канал. Слуховое восприятие иностранных текстов у разных людей может быть различным. Человек, имеющий абсолютный музыкальный слух, не всегда хорошо распознает иностранную речь. Поэтому при обучении иностранным языкам незрячих студентов необходимо использовать оба канала восприятия — слуховой и тактильный. В противном случае, незрячий человек искаженно воспринимает слова и не получает представления об их написании, вследствие чего слова будут хуже запоминаться, а человек потеряет интерес к изучению языка. В настоящее время, любой текст может стать доступным благодаря компьютерным технологиям.
«Звуковое» чтение или электронный текст. Даже если, на первый взгляд, кажется, что незрячий не читает электронный текст, в привычном понимании этого понятия, а слушает его с помощью голосовых программ — экранных дикторов — это особый вид восприятия, отличающийся от прослушивания обычного потокового аудио. При таком “звуковом” чтении электронных текстов на компьютере незрячий человек имеет возможность читать текст по абзацам, по предложениям, по словам и даже по отдельным символам, может регулировать темп речи, чтение знаков препинания, делать необходимые паузы. Таким образом, он получает представление о написании слов и текста в целом, что, в определенной степени, можно сравнить с чтением.
«Альтернативная» доска. В школьной практике преподаватели часто используют доску. Так как доска не слишком удобна для работы «вслепую», я использую альтернативные методы работы. Для этого я вынуждена приносить на занятия свой ноутбук. Прежде всего, мне помогает MS Powerpoint или Google презентации. С помощью этих средств я могу выводить на экран ноутбука любую требуемую информацию. Кроме того, подготовив презентацию один раз, я могу использовать ее и с другими группами, не тратя на это лишнего времени. Помимо презентаций, незрячий преподаватель может использовать раздаточный материал, создавать постеры или буклеты, содержащие нужную информацию. При работе онлайн можно использовать чаты в скайпе или в других аналогичных программах.
Использование визуальных материалов. Несмотря на отсутствие зрения, я часто использую в работе визуальные материалы, что очень ценят мои студенты. На занятиях нам нравится использовать картинки, обсуждать фото, видео, а иногда и фрагменты из фильмов. Существует мнение о том, что при обучении незрячих людей в инклюзивном классе невозможно и нежелательно использовать фото- и видеоматериалы, так как незрячие учащиеся не чувствуют себя включенными в такую работу. Практика показывает, что использование наглядных материалов, в частности, на уроках иностранного языка, может стать полезным и интересным занятием, в том числе и для студентов, не имеющих возможность видеть их собственными глазами. Правильное использование наглядных материалов помогает улучшить взаимопонимание между студентами и стимулирует работу в парах. Одно из заданий, например, может быть выполнено следующим образом: незрячий партнер задает вопросы, а партнер, имеющий зрение, подробно описывает наглядный материал, после чего оба партнера на основе фотографии или видео подготавливают совместный диалог, рассказ или презентацию. Кроме того, наглядные материалы являются важным средством восприятия информации для людей, имеющих остаточное зрение. Нужно помнить, что, используя любой визуальный материал в работе с незрячими или слабовидящими студентами, обучаемые должны получать четкую информацию о том, что изображено на картинке. Работа с визуальными материалами в инклюзивной группе, в конечном итоге, сводится к их вербализации и обсуждению.
«Подстройка» материалов под специфические нужды учащихся. Использование раздаточных материалов, постеров и буклетов является еще одним методом, применяемым незрячим преподавателем в работе с любыми студентами. Их можно использовать многократно, подстраивая под любые потребности учащихся. Суть состоит в том, что идентичный по содержанию материал представляется в разных формах (в зависимости от потребностей преподавателя и студентов). Например, иногда я использую карточки с картинками, а для незрячих студентов на карточках имеется краткое описание шрифтом Брайля.
Письменные задания. Для меня, как для незрячего преподавателя, очень удобным является обучение, при котором часть заданий студенты выполняют онлайн. Например, очень удобно использовать любые онлайн тесты, сайты с упражнениями и возможностью самопроверки, а также любые системы, при которых студенты могут выполнять задания и присылать их мне любым удобным способом. Все это становится возможным благодаря использованию Интернета. Каждый раз мы тестируем новые сервисы, которые в дальнейшем можем использовать на занятиях.
Дистанционные формы работы. Дистанционные формы проведения занятий по иностранному языку как индивидуально, так и в группах являются очень удобной и перспективной формой работы для незрячего преподавателя. При такой форме работы преподавателю не приходится решать проблемы перемещения по городу, что иногда бывает достаточно сложным. Кроме того, благодаря использованию информационных технологий, преподаватель сам может протестировать и подобрать ресурсы, которые он сможет использовать на уроках. Наконец, при дистанционной форме занятий незрячий преподаватель может работать, наравне с другими коллегами. При такой форме деятельности стираются многие предрассудки, так как важно не только то, какие ограничения имеются у педагога, но, прежде всего, качество его работы.
Следующим важнейшим фактором качественной работы незрячего преподавателя является грамотное использование методов эффективного управления обучением.
Учет специальных потребностей учащихся. В настоящее время преподавателю приходится работать со студентами, имеющими различные потребности, включая профессиональные, личностные, физические (исходя из особенностей обучаемых). При этом разного рода физические ограничения следует воспринимать наравне с профессиональными и иными потребностями учеников. Благодаря принципам инклюзивного обучения студенты многому учатся друг у друга, становясь более терпимыми и внимательными не только в классе, но и за его приделами. Квалифицированный незрячий преподаватель может стать важной фигурой для людей, не имеющих физических ограничений — студенты будут узнавать не только новые слова или грамматические явления, но и открывать в себе иные грани общения, способность к эмпатии, желание помочь ближнему и становиться лучше.
Планирование учебного процесса. Каждому незрячему преподавателю необходимо четко знать, кто присутствует на занятии, как расположены все предметы в аудитории, какие материалы для занятия имеются и какие технологии используются. При работе в группе подростков каждому учащемуся можно назначить свое место, что обеспечит более четкий контроль выполнения заданий.
Групповое взаимодействие. Групповое взаимодействие является не менее важным фактором в построении занятий, как для незрячего преподавателя, так и для специалиста, работающего в инклюзивной группе. Такой вид взаимодействия может быть организован по-разному — в зависимости от конкретных задач курса. Основные принципы инклюзивного обучения подводят нас к основополагающему методу организации групповой работы, включающему следующие положения: «каждый человек имеет право на общение и на возможность быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге, а также в поддержке и дружбе ровесников; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; разнообразие усиливает все стороны жизни человека» [4]. В соответствии с данными принципами следует строить обучающее общение, при котором необходимым является создание благоприятной среды обучения, где каждый студент, независимо от особенностей, будет чувствовать себя уверенно и комфортно.
Установление раппорта. Раппорт — это особенно гармоничная связь между учителем и учеником. Установление раппорта является важнейшим принципом построения взаимодоверительных отношений в любой группе и, прежде всего, в инклюзивной. Благодаря адекватной технике создается особая атмосфера тепла, взаимоуважения и доверия, что помогает учащимся более полно раскрывать свой потенциал. Именно установление и поддержание раппорта есть один из секретов успешной работы незрячего преподавателя, помогающий студентам поддерживать мотивацию изучения данного предмета. Учитель, пусть даже незрячий, воспринимается как исключительно положительная фигура, а общение с ним запоминается на долгое время. Раппорт имеет и обратное действие — положительные эмоции распространяются не только на студентов, но и на преподавателя, получающего удовольствие от своей работы, что положительно отражается на качестве преподавания.
Позитивное отношение к собственным ограничениям. В последнее время в нашей стране все чаще обсуждается проблема людей с ограниченными возможностями здоровья: появляются социальные программы, выдвигаются инициативы, направленные на обеспечение доступной среды. Многие из этих программ достаточно затратны. Но, к сожалению, зачастую мнение и конкретные потребности людей с инвалидностью остаются незамеченными, что вызвано не только нежеланием работников социальных сфер глубже разобраться в проблеме, но и пассивностью самих инвалидов. Однако не стоит воспринимать физические ограничения как социальную проблему. Гораздо продуктивнее воспринимать их как особую характеристику, подобно национальности или цвету кожи. Поэтому для успешной работы во многих сферах, в том числе и в сфере образования, любому незрячему специалисту важно научиться воспринимать свои ограничения как неотъемлемую характеристику, присущую определенному слою общества. Не стоит ждать, пока исчезнут стереотипы и предрассудки. Гораздо продуктивнее изменить наше понимание внутренней и внешней реальности и отношение к ней.
Для каждого незрячего преподавателя существует много трудностей, связанных с невозможностью видеть окружающий мир и лица своих учеников, но такие качества, как креативность, нацеленность на результат, вера в собственные силы и в возможности своих учащихся, знание новых технологий и желание осваивать новые методы работы помогают преодолевать и даже не замечать возникающие проблемы. В эпоху цифровых технологий у каждого человека, имеющего физические ограничения, есть шанс стать хорошим специалистом в своей области, в частности в сфере преподавания иностранных языков. И только прямой и открытый диалог между учителем и учеником, основанный на взаимном доверии и уважении, поможет понять существующие между людьми различия, преодолеть предрассудки и двигаться вместе к новым перспективам.
Литература
1. Брейтерман М. Д. Метод А. Г. Ривина // На путях к новой школе. № 6. — СПб., 1994. — С. 14–21.
2. В помощь незрячему преподавателю // Метод. пособие. — Нижний Новгород: ЦСТПР «Камерата», 2010.
3. Показатели инклюзии: практическое пособие. Пер. с англ. — М.: РООИ «Перспектива», 2007.
4. Рыскина В. М. Дайджест по инклюзивному образованию. № 1. — М.: РООИ «Перспектива», 2010.
5. Broome C. Insight without sight // CBM. V. 25: Psychology of blindness. — AEBC, 2007. — P. 31–36.
6. Buskist, W., Saville, B. K. Rapport-building: Creating positive emotional contexts for enhancing teaching and learning — APS Observer, 2001.
7. Proceedings of the meeting “Umbrella Gathering, 2014”. Teaching English to Blind and Visually Impaired Students [электронный ресурс] — http://www.english4blind.ru
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»