#Специально_для_Горна текст про #ЧО2019
Первый парадоксальный вывод - подавляющее большинство опрошенных и пишущих посты с тэгом #ЧО2019 довольны. Возможно, ожидания были чрезвычайно низкими, и реальность стала казаться диво как хороша.
Давайте сразу оставим за скобками и завесой жалости дороги, грязь, погоду на строяке и в первые два дня игры. Грязно, мокро. Но не непроходимо. Армии ходили - значит, проходимо. Сотни торговцев наматывали круги - значит, проходимо.
Получилась ли атмосфера дарк-фентази? Очень спорный вопрос. Точно получилась сказка. А вот дарк ли. Я говорю за Логово. Нам отчётливо не хватило накала, саспенса и драмой_по_лицу. Не было гнетущего ожидания, напряжения и вот этого всего. Не было Властелина, который хоть бы на пять минуточек показался народу в «треске и блеске» и чуток бы покошмарил народ.
Основные модели были невероятно сложными, навороченными и перегруженными. Я не знаю замысла, может, задача была тупо утомить. Тогда достигнуто. Но хотелось бы ещё ролево утомиться, а не утомиться от бумажек. То есть ты уставал и испытывал раздражение не как чиновник системы, а как игрок по отношению к мастерам.
Есть мнение, что упрощение их на 40-50% сделало бы их более играбельными. Это относится к археологии, библиотечному делу, медицине (в меньшей степени), магии.
Сложность той же магии поражает. Перед игрой некоторые маги составляли схемы и таблицы заклинаний. Респект. Но я точно знаю, что если суперкрутая система нужна 30 (ну, с натяжкой 80) людям из 1600, то совершенно точно можно было сэкономить мастерский ресурс на этом фронте. Уже не говоря о том, что я искренне не понимаю, зачем были нужны такие сложные различия между теми же Магами, если потом во время игры все это все равно скатывается к «дай Красной силы, а ты возьми мою Синюю».
Сложность археологии вообще за гранью. Мастера закапывали артефакты на местности, следуя карте расстановки отрядов, упокаивавших Властелина, да ещё и слоями. Дождь смыл слои, смыл написанные на красивых черепках символы, все это превратилось в груду мусора. Это было до слез обидно, и больше всего мне жалко ресурс мастеров. Любая рабочая система была бы не такой эффектной, возможно, но куда более эффективной. Например: берутся бруски 2,5х2,5, на них выжигаются слова, рисунки, символы, цифры (что угодно). Брусок не затеряется, не размокнет, надпись цела. Дальше можно посадить мастера отвечать на вопрос, что это. А можно дальше накручивать систему с символами и ключами.
Отдельно о выборах, в которые играла лично я как Секретарь Круга Восемнадцати. Это было в целом весело и очень играбельно. Из 8 выборных должностей (а нужно было каждый день ровно в 21:30 выбирать строго новых людей) по четырём у нас был «тандем», менявшийся по принципу Путин-Медведев, по ещё 4 были реальные выборы, кандидаты, споры, попытка подкупа счетной комиссии в моем лице. Омрачил все это великолепие мне только один эпизод. Сейчас будет чуточку эмоций персонажа, извините. Вечер сложного дня. 21:00. Я выпрашиваю у Круга бумагу с решением о переносе выборов на завтрашнее утро-день. Пишу указ. Печать. Подпись. И получаю ответ МГ: нет, проводите сегодня. Надеюсь объяснить, что мы хотим не скипнуть выборы, что это не потому, что не хотим в это играть, а именно потому, что хотим, но завтра, отменим войну утром и вместо неё будем играть в выборы. Но нет. Беру 8 бюллетеней. Спрашиваю у всех пришедших, кому они доверяют принять решение по кандидатам. Получаю единогласной ответ - тебе, Сердечко, ты лучше знаешь, кого мы должны выбрать. Я выборщик от всего Логова. Отлично. Заполняю все 8 бюллетеней. Сдаю протокол. Было немыслимо стыдно. Дальше были неигровые разговоры о политике в России, которые как-то меня попустили.
Макроэкономика тоже весьма спорная. Но я ее совсем не хочу обсуждать, потому что стала казначеем в последние полдня и толком не успела врубиться. Но поняла по лицам людей, которые 4 дня носили реальные деревянные досочки по полигону, куда они мастеру по экономике хотят их засунуть. Шок у меня вызвало, что если ко мне пришёл торговый караван, а я казначей Логова, то я не могу купить их, нам нужен мастер для этого. И доски надо носить не больше одной в руках. Вобщем, какое-то феноменальное выпасание снупиков. Надеюсь, в это кто-то хорошо поиграл. Знаю, что караваны грабили. Знаю, что с торговцами как-то играли. Возможно, все не так плохо, как кажется, когда заныриваешь в это в 4й день игры, потому что Казначею надо было в Москву ))
Я мало имею мнений о боевке. Только то, что слышу от вернувшихся с войны. Слышала, что парни в лесу в 9:30 встретили армию, которая может формироваться строго в 10:00 в городе. Слышала, что маги кастовали фальшфейеры в лицо врагам, и хотя враги были иммунны к этому виду магии, человек с открытым, брызжущим искрами огнём прорвал строй, потому что самоубийц нет. Но что я точно слышала ото всех - во время боев к мастерам и маршалам не было вопросов, отработали почти безупречно. Спасибо им. Минимальное количество травм во время боевых столкновений радует несказанно.
Отдельный спорный вопрос кабаки. Мнение собрано с нескольких кабатчиков (Рихтер, Дис, Алена Думчева). И самый спорное решение даже не финансовое - неигровые персонажи в игровых локациях. «Это прямой путь плодить неигровуху! Наипрямейший. Да кабаки впахивают, но они и играют, много, поверьте, даже повара на кухне, иначе можно с ума сойти, иначе зачем вообще мы ездим на РИ.»
Финансовый вопрос предлагаю обсуждать под постом Лео Царева ;)... но ... с одной стороны я точно знаю, что за 22.000 нельзя на тысячнике вывезти средний кабак... с другой стороны абонементы отбивают лишь небольшую часть затрат, но при такой системе нет смысла строить полноценный игровой кабак, достаточно работать малой кухней на абонементы и, закрыв лавочку, не работать все остальное время вообще. Уже не говоря, что появляется огромная серая зона с финансами. Люди, вносившие предоплату, хотели пополнить эти счета на игре, и послать их не у каждого кабатчика рука поднялась, как я понимаю. Ведь каждый кабатчик понимал глубину своего минуса.
Ну и самое спорное, на мой взгляд, решение - тихий час. Во-первых, он начинался в 2. Это очень рано. Люди играют минимум до 4, если есть замес. А в 2:00 все твои планы превращаются в тыкву. Ты лекарь и хочешь спасти город от эпидемии, ты выяснил рецепт, выяснил, что для него нужны долбаные ромашки с кладбища. Но собрать их ты в ночи не можешь. Тихий час. А девочки были готовы самоотверженно идти сквозь тьму и мрак. А мы им - не парьтесь, не успеете собрать до 2, ну и с 2 до 9 никто не болеет, так как медицина это тоже модель. Тадаааам.
Цитата из правил: «Все те, кто попал в плен, с началом “тихого часа” могут бежать. ...В медицине запрещены донорские операции. Жертвоприношения и казни не работают». У всех же хорошее воображение и все смогут придумать тысячу дебильных ситуаций, в которых это правило чудовищно порежет динамику.
Один мастер пошутил, что надо бы в 2 переодеваться в камуфляж, называть друг друга Настей и Серёжей, а ещё можно вообще запретить обсуждать текущую ролевую игру. К чему полумеры. Ничего не работает и играть нельзя - ну так уж до конца!
И конец тихого часа в 9 утра. В ДЕВЯТЬ. Вы не ослышались. Да, нельзя штурмовать спящего врага в 6 утра. Мои дорогие и самоотверженные Маги Круга решительно нарушали правила и собирались в 8, проводили свои ритуалы без мастеров, просто для себя, потому что они очень крутые ролевые игроки.
И несмотря на все вышеперечисленное, игра получилась очень и очень у многих. На обеих сторонах была игра в братство. В сказку. В борьбу добра со злом.
И только одного я вообще не поняла. Зачем мы на открывающий парад ходили по узкому понтонному мосту на территорию Зарайского Сбора. А потом обратно. Расскажите мне, если кто знает.