Открыв эту запись, читатель наверно может испугаться количества букв но постараюсь изложить все в удобоваримой форме :)
Первое и самое главное что необходимо понять это то, что двигатель и КПП это единое целое. Рассматривать их по отдельности не имеет никакого смысла. Любой даже самый удачный двигатель можно "уничтожить" неудачно подобрав КПП.
Что представляет интересующая нас часть? Два вала первичный (выполнен в виде блока ведущих шестерен) и вторичный, на который устанавливаются ведомые шестерни. Огромное значение имеет и главная пара (далее по тексту ГП). Изменяя передаточное отношение (соотношение числа зубьев ведущей шестерни к числу зубьев ведомой шестерни) мы изменяем момент передаваемый от двигателя на колесо. Причем при передаче момента с привода на колесо мы теряем этот момент и чем больше в диаметре колесо, тем больше эта потеря. Колесо это не диск, а диаметр диска с резиной в сборе. Наша задача подобрать это соотношение таким образом, чтобы двигатель при переключении между передачами (повышение или понижение не важно) находился в зоне близкой к максимальному крутящему моменту двигателя. Именно поэтому необходимо подбирать под конкретный двигатель, а не под сферического коня в вакууме.
Захотели посчитать какие обороты на приводе? Перемножьте передаточное отношение ГП и передачи — все просто!
Для простого подбора без изысков рекомендую программу Gbox, она выдает вот такие графики
Программа проста до безобразия, практически её можно освоить за 5 минут. Требуется ввести передаточные числа ряда и главной пары, обороты, размер колеса, на выходе увидим два графика для двух конфигураций. Очень удобно, быстро, малофункционально.
Следующим шагом можно считать программу Cartest 2000, она обладает гораздо большей функциональностью, умеет рассчитывать разгон до 100 км/час, прохождение дистанции в 402 метра и не только, топливную экономичность и много другого. Точность вычислений не выдающаяся, но вполне достаточно чтобы оценить, сравнить, понять. Её главный недостаток она англоязычная и требует значительно больше исходных данных.
Что нам даст замена стандартного ряда на тюнинг:
- значительно увеличится живучесть второй передачи за счет изничтожения провала между первой и второй передачей
- улучшится динамика разгона автомобиля в целом за счет отсутствия провала при переключении с первой на вторую передачу
- возможно изменить расход топлива в минус при этом сохранив динамику
- возможно улучшить динамику с увеличением расхода топлива
Оптимальные варианты рядов для разных конфигураций будут в следующих записях!