Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

США: у Турции остался последний шанс. Все еще есть время, чтобы исправить проблему с С-400

Как считают иностранные обозреватели, президент России Владимир Путин находится на пороге крупной дипломатической победы в своих усилиях по разделению альянса НАТО. Поставка первых элементов российской системы ПВО С-400 президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, и решение Вашингтона о прекращении в ответ поставок самолетов F-35, направляющихся в Турцию, вызывают цепочку событий, которые могут даже привести к выходу Турции из альянса НАТО. Еще не поздно, считают американские эксперты, подумать творчески и распутать запутавшийся клубок событий.

Нынешний спор может легко перерасти в эскалацию напряженности. Россия уже предложила Турции Су-35 в качестве возможной замены F-35. Турция расширила рамки спора, угрожая в очередной раз атаковать курдские подразделения в Сирии, которые помогли Западу в его борьбе с ИГИЛ (запрещенная в РФ организация). Некоторые ключевые сенаторы призвали президента Дональда Трампа ввести дополнительные санкции против Турции в соответствии с законом «О противодействии американским противникам посредством санкций». Турция может принять ответные меры, отказав США в использовании аэродромов, радиолокационных станций, портов и средств сбора разведывательной информации. Если Турция захочет отомстить американским союзникам, которые поддерживают позицию США по С-400, Турция может легко открыть поток беженцев в Европу.

Фундаментальная американская забота о защите технологии F-35 является обоснованной и разделяется другими членами международного консорциума F-35. Основные проблемы носят тройственный характер:

– во-первых, радары С-400 смогут непрерывно отслеживать полеты истребителей F-35, так как обе системы будут работать рядом друг с другом в Турции. Следовательно, Россия будет в состоянии лучше идентифицировать электронную сигнатуру F-35, тем самым, уменьшив их преимущество в скрытности;

– во-вторых, F-35 – это летающий компьютер. Если он соединяется с компьютерами, которые работают в С-400, цифровые преимущества F-35 могут быть скомпрометированы. Если обе системы принадлежат одной стране, то будет трудно отключить эти компьютеры. Российские техники, помогающие с С-400, безусловно, попытаются получить информацию о возможностях F-35;

– в-третьих, если турецкие С-400 будут подключены к радарам ПВО НАТО, Россия будет иметь «инсайдерский вход» в разведывательные системы альянса, предназначенные для отражения ее самолетов.

Другие партнеры США, такие как Саудовская Аравия, Катар и Индия, также стремятся закупить С-400, поэтому последствия этих действий будут ощущаться во всем мире. Разногласия по поводу цены и обмена технологиями привели к тому, что Турция отвергла несколько предложений США продать Анкаре систему Patriot, открыв возможность для российских систем вооружений. Большая часть ответственности за этот тупик лежит на Эрдогане. Он не доверяет Вашингтону за укрывательство Фетхуллаха Гюлена, которого Эрдоган считает организатором попытки переворота 2016-го года против него. Он также не доверяет своим собственным ВВС и рассматривает С-400 как защиту от них.

Прежде чем этот спор обострится еще больше, полезно вспомнить, что Турция является важнейшим союзником НАТО. Она принимает американские войска в стратегическом месте и имеет второй по величине военный контингент в НАТО. НАТО также важно для Турции, если не для Эрдогана. Ее вооруженные силы интегрированы в структуру сил и средств НАТО. Развод был бы катастрофой для обеих сторон.

Технические исправления, с помощью которых продажу С-400 можно было бы сделать менее обременительной, были рассмотрены американскими специалистами, но, это не дало практических результатов. В аналогичных, сложных ситуациях в прошлом, технические переделки вносили свои коррективы в планы военных. Так, например, администрации Картера и Рейгана предлагали продать Саудовской Аравии F-15 и бортовые системы предупреждения и управления соответственно. Эти продажи были завершены только после проведения ряда технических корректировок в целях обеспечения безопасности Израиля. F-15 были проданы со строгими ограничениями дальности, миссии и развертывания. Аналогичные условия регулировали продажу АВАКС. Без этих продаж Соединенным Штатам было бы трудно провести операцию Desert Storm.

Как считают американские эксперты, учитывая, что ставки в деле продажи Турции комплексов С-400 очень высоки, стоило бы еще раз попытаться проанализировать, может ли ряд технических договоренностей смягчить негативные последствия и даже перевернуть всю ситуацию. Так, европейские члены консорциума F-35 могли бы быть привлечены с тем, чтобы убедить Турцию согласиться, например, на то, чтобы:

– поставки F-35 были бы отложены до тех пор, пока вся российская техника С-400 не покинет Турцию в течение года, дав туркам некоторую базовую подготовку;

– сделка может быть одобрена НАТО путем создания многонациональных экипажей НАТО для управления С-400;

– турецким С-400 может быть запрещена эксплуатация всякий раз, когда F-35 пролетают в пределах радиолокационного диапазона С-400;

– С-400 могут оставаться отключенными как от сети ПВО НАТО, как и от компьютеров F-35. Это сделало бы С-400 гораздо менее эффективной системой ПВО; но это было бы частью цены, которую Эрдоган должен был бы заплатить;

– США могли бы стремиться к дальнейшему улучшению условий продажи Patriot Турции, предоставляя туркам лучший американский вариант;

– турки могли бы согласиться позволить НАТО использовать С-400, чтобы лучше понять свои возможности и обязательства;

Если бы Турция согласилась на такие условия, все еще можно было бы избежать прекращения продажи F-35 и избежать крупного раскола внутри НАТО.