“Last Autumn’s Dream”
(1972 Vertigo, 6360 079/2007 Repertoire Records (UK) Ltd., REPUK 1104)
Tony Duhig – guitars
David Duhig - guitars
Glyn Havard – bass, vocal
Alan Price – drums
Jon Field – alto flute & percussion
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГРУППЫ
"JADE WARRIOR" («Нефритовый Воин») была одной из многих амбициозных молодых групп, которые решили создать свой собственный стиль в золотой век прогрессивного рока. Хотя они никогда не достигали такого успеха, которым наслаждались многие из их современников, тем не менее они записали ряд инновационных альбомов, которые с тех пор получили культовый статус среди поклонников по всему миру.
В этой группе всегда было что-то таинственное. Отчасти это было связано с их необычным названием и таинственным образом. Основатели Тони Дьюиг (гитара) и Джон Филд (флейта, перкуссия) выбрали название группы из-за их общего интереса к восточной культуре. "Нефритовый воин" - японский воин-самурай, который не просто опасный убийца, но которому также близка культура, искусство и поэзия. Этот образ казался очень уместным, учитывая борьбу группы в мире шоу-бизнеса по отстаиванию собственного звука и стиля, основанного на создании песен, которые имели поэтическую глубину и музыкальное воображение.
JADE WARRIOR подписали соглашение с недавно созданным лейблом Vertigo в 1970 году и их часто сравнивали с JETHRO TULL, тогда одними из самых мощных прог-рокеров, так как они также использовали флейту в качестве солирующего инструмента. Тем не менее, JADE WARRIOR смешивали в своем звучании вокал, флейту и гитару в своих собственных пропорциях, добавляя к тому же сильнейшую ритм – секцию с Glyn Havard на басу.
Они заключили контракт на запись, когда их менеджер отправил Vertigo одну из их демо-записей. На самом деле звукозаписывающая компания в действительности хотела подписать афро-рок-группу ASSEGAI, у которой был тот же менеджмент. Вспоминает Глин: "Это было действительно смешно. Мы подписали контракт с продюсерской компанией "Mother Maestro". Они также управляли ASSEGAI и Vertigo действительно хотели их подписать. Но наш менеджер сказал им, что они могут их получить, только если также возьмут и JADE WARRIOR".
Глин Хавард родился в Уэльсе и переехал в Лондон в 1966 году. Он хотел стать писателем, но, тем не менее, чтобы заработать на жизнь, начал выступать с концертами, так как он умел играть на басу. Глин и его старый школьный друг барабанщик Алан Прайс встретили гитариста Тони Дьюига, когда они все пришли на прослушивание, чтобы получить работу в поп-группе UNIT FOUR + TWO. "Их солист, Томми Меллер, хотел собрать группу для выступлений по клубам на севере страны." Это было в конце 1967 года, когда они объединились, чтобы аккомпанировать певцу, исполняя такие хиты, как "Concrete & Clay". Глин и Тони делили квартиру вместе, и как-то гитарист рассказал Глину о некоторых идеях, над которыми он работал вместе с Джоном Филдом. Глин: "Они делали музыку для балета, и я был просто в нокауте, когда он сыграл мне некоторые из их наработок. Это было прекрасно! В это время такие группы, как KING CRIMSON, только появлялись. Джон и Тони, казалось, делали что-то очень прогрессивное, но в то же время "английское". Я стал джемовать с ними и придумал несколько вокальных партий к их музыке. Вскоре мы начали репетировать как трио. В то время у нас не было барабанщика. Мы записали несколько демо на магнитофон Revox и отнесли их "Mother Maestro". Им это понравилось - отсюда и контракт с Vertigo".
Итак, в 1970 году Тони, Джон и Глин записали свой дебютный альбом 'Jade Warrior', причем так и найдя барабанщика. Глин рассказал, что Джон отбивал ритм, лупя по двум плоским кускам дерева на виниловом кухонном табурете. Когда Алан Прайс в конце концов присоединился к JADE WARRIOR, ему было приказано играть на кухонном стуле на сцене во время их первого концерта. "Это звучало действительно довольно хорошо!". Позже, для записи следующего альбома, ‘Released’, состав группы был доукомплектован Дэйвом Коннерсом (тенор, альт-саксофон и флейта), и все тем же Аланом Прайсом (барабаны). JADE WARRIOR выпустит еще два альбома для Vertigo, а именно 'Released' (1971) и 'Last Autumn's Dream' (1972).
Глин признает, что было продажи альбомов шли достаточно тяжело, и с концертами было также непросто: “Мы боролись. Мы играли по клубам в центральных графствах, но это было не то, что можно было бы назвать полноценным турне. Никто толком не знал, что с нами делать. Наша музыка не вписывалась ни в одну категорию. Но мы выстояли и Vertigo позволили нам записать второй альбом, хотя это было сделано в спешке. С нашим австралийским саксофонистом Дэйвом Коннерсом мы тяготели к джаз-року с сильным афро-японским влиянием. Это не произвело большого впечатления в Англии, но американцам это понравилось. Мы тотчас попали в их альбомные чарты, поэтому лейбл Mercury (партнер Vertigo за океаном) решил, что мы должны поехать в Штаты для промоушена альбома."
JADE WARRIOR отправились в Америку и оказались там в некоторой щекотливой ситуации. Парни выступали в роли разогревающей группы перед концертами Дейва Мейсона (Dave Mason), TRAFFIC и группы под названием EARTHQUAKE. Тур был организован фирмой “Gaff-Masters”, которые взяли на себя управление группой. Интересно, что группа также была снята для телевидения в лондонском клубе “Marquee” на шоу, в котором участвовал старый приятель Болдри Род Стюарт. Глин: «Как только Билли Гафф стал нашим менеджером, дела пошли лучше. Мы действительно задержались в Штатах из-за проблем с визами, но зато мы отправились в туры, поддерживая REO SPEEDWAGON и BLACK OAK ARKANSAS, которые были очень впечатляющими на сцене. Они заставили нас казаться более прямолинейными. Мы работали с Дэйвом Мейсоном и поддерживали EARTHQUAKE в "Whiskey A Go Go", в Лос-Анджелесе. А на востоке уже NEW YORK DOLLS поддерживали нас в клубе на Лонг-Айленде.
Группа вернулась в Англию и завершила работу над своим третьим альбомом "Last Autumn's Dream". Этот десяти-трековый бриллиант имеет целый ряд замечательных композиций, в которых отображен истинный звук JADE WARRIOR. Глин продолжает: "Алан по-прежнему был на барабанах, но мы также привели брата Тони Дэвида на гитару. Я пел, играл на басу и писал тексты. Саксофонист ушел после предыдущего альбома, он решил вернуться домой, в Австралию."
Начинается альбом композицией “A Winter’s Tale” («Зимняя сказка»), которую написал Глин Хавард. "Если у меня и были какие-то вещи, то они обычно звучали под акустическую гитару. Я отдал песню Джону и Тони, которые уже аранжировали ее и в итоге довели песню до итоговой готовности. А песня о том, как уютно сидеть перед камином, когда снаружи бушует метель. Мой любимый трек - "Dark River" («Темная река»), и это все Джон. Здесь он играет на флейте, гитаре и виолончели, а также аранжировал барабаны. Он довел эту барабанную партию Алана до ума. Я думаю, что этот трек просто великолепный, и он очень взаимосвязан."
Следующий трек "Joanna" («Джоанна») был сделан, когда группа была уже ограничена в студийном времени, и Глин опаздывал с текстами. Глин: «Пока Тони заканчивал запись гитар, я сидел в туалете и срочно дописывал последние слова». "Obedience" («Послушание») – инструментальный трек Джона и Тони и отображает их интерес к Дзен и японской культуре. Глин очень гордится своей лирикой к "Morning Hymn" («Утренний гимн»): «Текст был довольно идеалистичен, и родился от ощущений умиротворения при нахождении в загородном коттедже». "May Queen" («Майская королева») продолжает тему с таким же эмоциональным чувством. "The Demon Trucker" («Демон далнобойщик») родился из риффа, который Дэйв Духиг наигрывал на саундчеках во время нашего тура по США. Мы записали "The Demon Trucks" в нью-йоркской студии, и трек был выпущен как сингл. Это был шаг в сторону от более пасторальных предыдущих вещей. "Lady Of The Lake" («Владычица озера») сделана очень по-Толкиенски, а вот "Borne On The Solar Wind" («Несомые ветром Солнца») было достаточно неуклюжим названием. К тому времени, когда мы это сделали, все эти хипповские штучки повылетали в окно, и приходила совершенно другая эпоха. К тому времени, как мы закончили этот альбом, я думаю, мы должны были изменить наше музыкальное направление или просто остановиться. Мы не могли продолжать это делать, потому что нас уже просто не слушали».
После американского тура группа вернулась в студию и завершила еще один альбом, но Vertigo сначала отложили этот проект, а погодя и вовсе разорвали отношения с группой. Глин: «На самом деле мы записали еще два альбома, но звукозаписывающая компания не хотела их выпускать. Мы боролись, чтобы получить новую идентичность, но нам не хватало сплоченности. Затем мы расстались после того, как должны были совершить тур по Голландии. У нас было назначено две даты концертов, но потом Джон и Алан заболели гриппом, и наш боевой дух упал. Мы были не очень счастливы друг с другом и расстались в 1972 году".
После этого Vertigo выпустило ретроспективный сборник под названием "Reflections” («Размышления»). Альбом содержал их лучшие записи с 1971 по 1973 год, включая материал из "Release" и "Last Autumn's Dream". Глин Гарвард отправился в путешествие по Европе, но тут пришла неожиданная новость. Стив Уинвуд (Steve Winwood) из TRAFFIC узнал о проблемах «Воинов», а он слышал группу и любил их музыку (От переводчика: Совместные концерты не прошли зря, видно»). Стиви Уинвуд (ибо это был он) убедил своего менеджера Криса Блэкуэлла (Chris Blackwell) из Island Records дать им шанс.
Блэкуэлл был впечатлен и, возможно, в стремлении повторить успех "Tubular Bells" Майка Олдфилда, выступил с предложением о реформировании JADE WARRIOR. Он предложил им подписать контракт на три альбома. Однако, поскольку он хотел инструментальные альбомы, то по этому контракту в реформировании должны были принять участие только Джон Филд и Тони Дьюиг, без участия вокалиста Глина Хаварда. "Они снова сошлись, сохранили название и сделали несколько исключительно хороших альбомов. Это было в духе того, что я слышал до того, как присоединился к ним в начале, - инструментальная музыка для балета. Они просто не получили заслуженного признания." Джон и Тони начали играть то, что сейчас описывают термином «New Age World», и на некоторых из их записей им помогал Стив Уинвуд. Они выпустили четыре альбома для Island в промежутке между 1974 и 1978 годами, включая "Floating World" (1974), "Waves" (1975), "Kites" (1976) и "Way Of The Sun" (1978). Японские и балийские влияния можно было услышать на этой "второй волне" их записей. После "Way Of The Sun" Джон Филд переехал из Лондона в деревню, Тони Дьюиг переехал в Гластонбери, где он создал студию звукозаписи. JADE WARRIOR записал еще два альбома, в том числе "Horizon", в основном написанный Тони Дьюигом и выпущенный в 1984 году на лейбле "Pulse".
Джон Филд вернулся в Лондон, занимался сессионной работой и играл в джаз-клубах, прежде чем основать небольшую студию. После участия в JADE WARRIOR Глин Хавард сначала присоединился к канадской прог-рок-группе, а затем вернулся в Великобританию как раз во время разгара панк-революции. Глин: «Так что я подстригся - это ужасно, не так ли, - и присоединился к группе под названием THE EDGE, у которой на барабанах играл Джон Мосс. Это было совершенно не похоже на JADE WARRIOR и множество веселых групп поддержки, таких как The STRANGLERS. Потом я присоединился к THE YACHTS. К сожалению, накануне тура по США я получил известие о том, что моя мать смертельно больна, поэтому мне пришлось бросить все и вернуться домой. Я остался в Уэльсе на пару лет, и на этом музыкальный бизнес для меня закончился."
В конце 1980-х Джон Филд возродил JADE WARRIOR, играя более рефлексивную музыку и привлекая новых музыкантов, которых он встретил, включая басиста Дэйва Стэрта (Dave Sturt). Но прежде чем Тони Дьюиг был в состоянии внести свой вклад в следующие записи группы, он перенес сердечный приступ и умер в 1989 году. Его памяти был посвящен альбом "At Peace" (1989). "Breathing The Storm" вышел в 1992 году, а затем последовал "Distant Echoes" (1993). Глин Хaвард участвует в последней версии JADE WARRIOR с новым альбомом под названием "Now", запланированным к выпуску в 2007 году. "Проблема в том, что все участники группы живут в разных местах. Я в Уэльсе, Джон в Лондоне, а Дэйв Стэрт и барабанщик живут в Дербишире. Альбом отличается от всего, что мы делали раньше, но все же имеет свои корни в нашем прошлом. Теперь JADE WARRIOR называют "крестными отцами" стиля New Age - так вот кем мы были!"
Chris Welch, London, February 2007
Дискография:
Jade Warrior (Vertigo, 1971)
Released (Vertigo, 1971)
Last Autumn's Dream (Vertigo, 1972)
Floating World (Island Records, 1974)
Waves (Island Records, 1975)
Kites (Island Records, 1976)
Way of the Sun (Island Records, 1978)
Reflections (Vinyard Productions, 1979)
Horizen (Pulse Records, 1984)
At Peace (Earthsounds, 1989)
Breathing The Storm (Red Hot Records, 1992)
Distant Echoes (Red Hot Records, 1993)
Elements: An Island Anthology (Island Records, 1995)
Fifth Element (Hi-Note Music, 1998)
Floating World, Waves, Kites, Way Of The Sun (Eclectic, 2006), также выпущены на Esoteric Recordings каждый в виде отдельного CD в 2010 году.
NOW (Repertoire Records, 2008)
Перевод Александр Ковтун
(© Prog Island, СПб, июль 2019)