Найти тему

«Реалистично» – не значит «хорошо». Рецензия на фильм «Король лев»

Автор: Милена Микаелян

Адаптация «Короля льва» 1994 года обречена на коммерческий успех, что и ожидалось после выхода первого трейлера. Ностальгия по старому-доброму мультфильму и, казалось бы, прекрасная компьютерная графика компании Disney работают как часы – множество предзаказов и восторженные отзывы звёзд в день премьеры. Но можно ли назвать Disney добросовестной по отношению к своей классике, и был ли смысл создавать этот фильм?

Великая корпорация, сосущая деньги из эмоций
Великая корпорация, сосущая деньги из эмоций

Режиссёр картины Джон Фавро ещё в 2016 году подтвердил о создании «высокотехнологичного “Короля Льва”». С самого начала было известно, что сюжет останется прежним, как и музыкальное сопровождение (композиторы Элтон Джон и Ханс Циммер), и  различие лишь в использовании фотореалистичной графики. Сцены фильма были созданы внутри виртуальной реальности, и только потом срежиссированы в процессе анимации. Так появился новый способ съёмки, без использования живых актёров. Известный как создатель успешной адаптации картины «Книга Джунглей», Джон Фаврон подавал огромные надежды: высокий рейтинг, тщательная графическая проработка (в частности, мимика животных) и премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Кроме того, кинорежиссёр принимал участие во многих известных проектах, как сериал «Друзья», серия фильмов «Железный человек» и «Мстители». Поэтому к «Королю льву» ожидания были довольно высокими.

По стопам оригинальных кадров
По стопам оригинальных кадров

Начинается вступление адаптации, и уже абсолютное сходство с мультяшным оригиналом. Точь-в-точь. На деле, практически весь фильм сделан «под копирку». Плохо ли это? Скорее да, чем нет. Как говорят создатели: «Эта картина – свежий взгляд на классику». Зачем зрителю нужен этот «свежий взгляд», если есть прекрасный оригинал, дарящий эмоции до сих пор? К тому же новая версия хромает в плане эмоциональности. Причина – фотореалистичная графика.

Эмоции, которых нам так не хватало
Эмоции, которых нам так не хватало

Да, персонажи выглядят очень натурально, но их лица не имеют мимики, а потому их чувства можно понять только по голосу актёров озвучки. И это выглядит крайне странно во время музыкальных номеров, которые кажутся нелепыми и даже лишними. Например, во время песни «Будем ждать», рот Шрама может открываться очень редко, а если поёт массовка, то их рты не открываются совсем.

Играю. Натурально
Играю. Натурально

Ещё одна проблема – животные очень похожи друг на друга, и у них нет индивидуальности. Понятно, что авторы хотели реалистичности, но почему бы больше не выделить того или иного персонажа? Львы ничем не отличаются друг от друга, как и гиены, и это очень путает (например, сложно отличить Налу от Сараби). Внешне лента похожа на документальный фильм про животных саванны, словно смотришь передачу по Discovery, но преподносится как мультик. В итоге получается странный микс, который трудно воспринимать всерьёз.

Персонажи в ленте довольно отличаются от их 2D-версий. Вспомним Тимона и Пумбу. Тимон выглядит сносно, но создатели лишили его активных жестов руками, как у «истинного суриката». Его максимум – висячие лапки, которые сразу уничтожают всю экспрессию. Во время пения рот выглядит странно, а мимика максимально неестественна, что, по сути, касается всех героев.

Тимон и Пумба уже не те
Тимон и Пумба уже не те

Пумба же потерял свой шарм. Так уж сложилось, что в реальности бородавочники не такие милые и красивые, потому от обаятельного толстячка из оригинала не осталось и следа. Шутки у этого дуэта тоже просели, хоть некоторые из них и были взяты из мультика. К примеру момент, где Тимон и Пумба рассуждали о звёздах: Тимон считает, что это лишь точки на синем полотне, а Пумба внезапно говорит, что всегда считал звёзды газовыми шарами, которые находятся в миллиардах милях от них. И если в оригинале шутка работает, то в фильме её подали очень нелепо, ещё и эффект портит всё тот же фотореализм.

«Я – единственный лев, который выделился внешне»
«Я – единственный лев, который выделился внешне»

Шрам – единственный лев, запоминающийся внешне худобой, разодранной гривой и шрамом на пол морды. И он же – абсолютная пустышка внутри. Куда пропал харизматичный, хитрый, замотивированный и злой антагонист? В фильме нам нехотя выдали лишь угрюмого обиженку, которому не перепало стать королём. Да, он манипулирует Симбой, убивает Муфасу, притесняет прайд, но в нём нет изюминки, которая делала бы его настоящим злодеем. Что уж говорить о бездушном музыкальном номере «Будем ждать», который в оригинале полностью раскрывал характер Шрама.

Легендарная харизма
Легендарная харизма

Симба – уменьшенная копия Муфасы, которая не выделяется среди других персонажей. Эгоистичный, неинтересный и не меняющийся внутренне персонаж. В оригинале Симба учился на ошибках и двигался вперёд, несмотря на события прошлого. А в фильме в нём нет ни стержня, ни стойкости, ни искреннего желания. Когда он возвращается домой, невольно задаёшься вопросами: «Какая у тебя мотивация? Как ты собираешься стать королём, если сам не хочешь этого?». Ощущение, что лев сам не ведает, что творит. Да и в финальной драке он себя толком не проявил, в отличии от Налы, которой уделили приличное экранное время. Львицу показывают наиболее сильной, смелой и небезразличной к своему прайду, а главного героя превращают в безэмоционального манекена, который внезапно решил вернуться в родную гавань. Как такой Симба может стать королём? И как создатели могли загубить образ того самого Короля Льва? Легко, когда на кону стоят большие деньги и культовый мультфильм, то зрительское внимание гарантированно.

Симба получает жизненный урок
Симба получает жизненный урок

Основная причина негодования – полное копирование оригинала. В последних адаптациях диснеевской классики («Аладдин», «Красавица и чудовище», «Книга джунглей») авторы дополняли героев, придумывали им предысторию и заполняли сюжетные недостатки. Например, в «Красавице» Белль и Принц любят творчество Шекспира, и показана трагическая судьба матери главной героини, чего не было в мультфильме. В ремейке «Аладдина» появились новые музыкальные номера и персонажи, а знакомые герои изменились внешне. Вот Жасмин поменялась внутренне: она хотела не только увидеть жизнь народа, но и занять трон.

В «Король лев» мы видим несколько дополнений. Первое – это сцена с матерью Симбы, где Шрам предлагал ей стать его королевой, но получил отказ. Здесь характер львицы раскрыт больше, чем в мультфильме: она стойкая, дерзкая и идущая против прихоти короля. Второе – был добавлен эпизод с побегом Налы, пустой и бессмысленный. Третье – в конце фильма особенно выделили драку той же Налы с гиенами, из-за чего кажется, что она сделала больший вклад для прайда, нежели Симба.

Вновь сильные женские персонажи
Вновь сильные женские персонажи

Столь большое внимание к женским персонажам (и их проблемам в социуме) навевает мысль, что Disney очередной раз завёл шарманку о феминизме, равноправии и толерантности в целом. И это проявляется даже в актёрском составе: все актёры озвучки, исполняющие роли львов – темнокожие. Кроме того, до премьеры ходили слухи, что Тимон и Пумба могут быть парой. Казалось бы, бред, но зная Disney, она может внести что-то подобное. Как это было в «Красавице и чудо+вище», где впервые в истории студии, среди вымышленных персонажей появился открытый гей. Но и до этого в проекты начали вкладывать «нечто сомнительное». Вспомним «Малефисенту», где девушку пробуждает поцелуй не принца, а самой колдуньи. Или же «Холодное сердце», в котором компания снова отходит от традиций и снимает чары с помощью сестринской любви. Плюс у Эльзы нет возлюбленного, вот и появились предположения, что она может оказаться лесбиянкой.  Какие «сюрпризы» преподнесёт такая большая корпорация, скупившая почти всё, что можно, далее, помимо темнокожей русалочки – интрига.

Disney и толерантность
Disney и толерантность

Также хромает хронометраж. Приличную его часть занимают бессмысленные сцены со всякими жуками, мышами, видами саванны и джунглей, которые так и кричат: «Посмотрите на наши высокие технологии! Мы такие классные, у нас фотореализм!». Тем более, это попахивает растягиванием фильма, а это уже халтура. Но жучки-паучки – это ещё ничего. Апогеем стала сцена, в которой крупным планом, долгое время показывают какаху. Мало того что смотреть на это отвратительно, ещё хуже представлять, как огромная команда долгое время трудилась над разработкой этого реалистичного куска.

Масло в «огонь минусов» подлил российский дубляж. В одной из сцен звучит что-то наподобие: «Питательные насекомые – отечественный продукт!». Какой ещё отечественный продукт? К чему это было сказано? Ситуация по типу: «делают они, а стыдно мне».

Красоты компьютерной графики
Красоты компьютерной графики

Реакция зрителей оказалась довольно неоднозначной. Если сразу после первого показа кричали про «великолепный фильм» (чаще всего хвалили визуал), то позднее ситуация изменилась. Подмечаешь картонность и безэмоциональность всей картины. В итоге – смешанные отзывы и средний рейтинг на «Rotten Tomatoes» (54%). Однако любопытство публики и известность оригинала помогли собрать «Королю льву» большую кассу. Но был ли смысл создавать этот фильм? Для Disney – да. Они получили кучу денег, не создавая ничего нового. Зачем придумывать, если можно наживаться на старом? В последнее время компания грешит этим довольно часто, и это печалит. Если в предыдущих картинах авторы хотя бы старались изменить сюжет и персонажей, то в этот раз они решили «выехать на визуале». И это недобросовестно не только по отношению к зрителям, но и к собственному продукту. Мультфильм 94-го года заслуженно получил признание. Он – симбиоз зрелищности, яркой рисовки, прекрасной музыки, правильной постановки и, конечно, эмоций. К сожалению, в новой версии есть только графика, музыка и бездарно реализованная история, которая когда-то покорила сердца миллионов людей.