Советские типовые микрорайоны — отдельная мрачная эстетика, культура со своими кодами, творческий стимул для работы в самых разных жанрах, от нуара до фэнтези, не говоря уже о старом добром хорроре. А что с новыми микрорайонами, которые в таком изобилии строятся в столичных пригородах?
ГК ФСК поговорила с теми, кто определяет облик будущих микрорайонов, — застройщиками и архитекторами — о том, как выбирается тот или иной архитектурный стиль.
Геттоизация vs Эстетизация
Конечно, в основе проекта всегда в первую очередь бизнес, но эстетика стала обязательной его составляющей, говорит Павел Брызгалов, директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер». Процесс выбора внешнего облика жилого квартала происходит так: застройщик получает определенную площадку, потом, исходя из ее окружения, ландшафта, дорожной ситуации, соседства с другими проектами принимает решение строить ЖК того или иного уровня: стандарт-класс, комфорт-класс, бизнес-класс. Затем проводятся исследования потенциальной ЦА проекта (проще говоря, тех, кто, скорее всего, рассмотрит вариант покупки этой новостройки), которые определяют один или несколько возможных архитектурных стилей. На одном из них и останавливается застройщик.
«На этапе разработки бизнес-идеи проекта определяется его общий архитектурный стиль (модерн, классика и т.д.), проводится архитектурный конкурс, по итогам которого выбирается архитектор и конкретное градостроительное решение», — рассказывает Павел Брызгалов. По его словам, именно в последние 2-3 года эстетическая составляющая стала рассматриваться как важное конкурентное преимущество пригородных ЖК. Соответственно, архитектуру своих новостроек застройщики стараются «прокачать» по максимуму.
Стараются пока не все, но это пока — в противном случае квартиры банально не продать.
«Улучшения начались с 2015 года. К сожалению, пока достраиваются проекты, согласованные до 2015-го, но есть позитивные примеры, когда в уже строящихся проектах в процессе строительства переделываются проекты фасадов. Таких примеров немало, — рассказывает Илья Машков, председатель правления Ассоциации проектировщиков Московской области (АПМО). — А есть нерадивые, пренебрежительные, непатриотичные инвесторы. Их проекты уродуют города, но у них и не покупают. В последние 5 лет те, кто изначально экономил на всем и плевал на облик, стали экономить еще больше и проекты делать еще хуже. Но на рынке, где предложение превышает спрос, покупатели перестали покупать плохие проекты. Надеюсь, это все приведет к повышению качества среды». Как говорит Илья Машков, интересный и качественный архитектурный проект обойдётся застройщику примерно в 4% строительно-монтажных работ, тогда как самый дешёвый вариант можно получить и за 2%. По словам Павла Брызгалова, в целом затраты застройщика на эстетику составляют порядка 5-10% от себестоимости.
Что такое «красивая архитектура»
Понятно, что эстетику можно представлять себе по-разному. Вложения во внешний облик сами по себе еще не гарантируют, что результат будет радовать взгляд: вспомним архитектуру лужковского периода. Москвичи, конечно, привыкли и к «Атриуму» с «Европейским», и к «Наутилусу» с «Балчугом», но все-таки нет-нет да и выйдет очередной рейтинг самых уродливых московских построек, в котором все перечисленные объекты делят строчки с другими образчиками «цыганского лухари» 90-х – начала 2000-х.
С жильём немного не так, и это хорошая новость для покупателей. Критерий тут простой: если будут покупать — значит, с архитектурой получилось, а если нет — то и нет. То есть хотелки застройщика сами по себе за архитектуру «не проканают».
Архитекторы говорят в первую очередь об отсутствии монотонности и однообразия — неотъемлемых в прошлом примет любой массовой застройки. «Крупные кварталы стоит индивидуализировать, разделяя их на более мелкие, а внутри для каждого здания продумывать собственную архитектуру, — говорит Магнус Монссон, глава бюро Semren+Mansson, профессор архитектуры в Технологическом университете Чалмерса, который реализует в России несколько проектов. — Так каждый житель квартала сможет проассоциировать себя с конкретным местом, с конкретным домом». По словам архитектора, в Швеции уже не покупают некрасивую архитектуру, и это нормальный, правильный путь.
«Одинаковые дома, одинаковые окна — и создается впечатление, что в доме живут одинаковые люди. Моя архитектура подчеркивает своеобразие и индивидуальность как домов, так и их жителей», — говорит об UP-квартале «Римский» Михаил Филиппов, известный российский архитектор-неоклассик. Действительно, в проекте различаются не только этажность и высотность домов — нет ни одного повторяющегося фасада, что достигается разнообразием формы окон, карнизов, декоративных элементов: витражей, античных колонн, примененного в нескольких домах эффекта старого фундамента, окон высотой в два этажа и т.п. «Спросите: является ли архитектура районов, построенных в последние полвека, архитектурой — и большинство населения Земли ответит вам, что нет. А ведь Петербург был городом-новостройкой, когда его воспевал Пушкин, — говорит Михаил Филиппов. — Построить город, из которого не захочется уезжать, можно и сейчас. Это очень амбициозная задача, но я знаю, как ее решить».