Поиск подходящих товаров для импорта — достаточно непростая задача для начинающего участника ВЭД. Рассмотрим этот процесс на самом вероятном примере — импорте товаров из Китая, так как это самое доступное (но не факт, что самое простое) направление.
Ищем нишу для товаров
Для начала нужно понять, какие именно товары вы хотели бы импортировать из Китая, и какие у этих товаров перспективы на российском рынке. Если планируете ввозить бытовую технику, не мешает проверить, как обстоят дела у крупных игроков. Возможно, на данный товар уже имеются эксклюзивные права у какой-нибудь сети. Даже если оптовая цена кажется вам заманчивой, задумайтесь, например, о необходимости создать сеть сервисных центров.
Самый оптимальный вариант: вы уже работаете на рынке и планируете расширять свой бизнес за счёт организации поставок импортной продукции. У вас есть определённый опыт, вы разбираетесь в подобном товаре и есть потенциальные покупатели — вот слагаемые для удачного старта.
Оцениваем риски
Организация импорта — дело серьёзное, и оно требует планирования, как минимум, на несколько лет вперёд. Здесь нужно учесть такие переменные, как изменение курса рубля к зарубежным валютам, рост отпускных цен у производителя, увеличение расходов на перевозку товара, претензии со стороны потребителей, необходимость расширения штата сотрудников, конкуренцию и т.п.
Нужно также понимать, что чем меньше партия товара (а на начальном этапе так и будет), тем выше его себестоимость. В неё также придётся включить расходы на таможенное оформление, дополнительную сертификацию товара для ввоза в Россию, подготовку сопроводительной и технической документации.
Как выбрать поставщика
Итак, вы решили, какой товар хотели бы импортировать. Теперь нужно найти, кто мог бы его поставлять. Из отобранных в каталоге на Алибабе (или аналогичных каталогов Hktdc.com, Aliexpress.com, Globalsources.com, Chinesesuppliers.org, Made-in-china.com) поставщиков сразу исключаем тех, кто никогда не работал с Россией (и не может это подтвердить), работает на рынке совсем недавно, не имеет сертификатов качества продукции, не прошёл проверку TrustPass (подтверждение своего юридического статуса и наличия офиса, завода, склада), тем более, если чьё-то название засветилось в базе мошенников. Компания, работающая легально, должна быть зарегистрирована в Торгово-промышленной палате Китая, иметь уникальный номер, и все данные, предоставляемые этой компанией, должны совпадать со сведениями в базе ТПП.
Первичную выборку оцениваем по второй группе параметров: ширина ассортимента, размер минимальной партии, размеры скидок, скорость и полнота выполнения заказа, возможность получения эксклюзивных прав на территории России и маркетинговой поддержки со стороны производителя.
Все на ярмарку
Предположим, что поиск среди оптовиков на Алибабе не дал желаемого результата. Или есть серьёзные сомнения насчёт честности потенциальных партнёров. Есть другой вариант: посещение торговых ярмарок в Китае. Это даст возможность своими глазами увидеть продукцию и познакомиться с представителями компаний. Личное знакомство — это важный момент с точки зрения китайского менталитета, и этим пренебрегать не следует.
Поездка на ярмарку поможет сэкономить много времени, так как не нужно его тратить на слепой перебор товаров в интернете, и денег, так как шансы выйти на прямого производителя многократно возрастают. Тем более, что личный контакт — это шанс на дополнительные скидки и специальные предложения.
Ярмарки бывают универсальные и специализированные — всего их несколько десятков. Наиболее важные из них:
• Кантонская ярмарка в Гуанчжоу, апрель и октябрь (www.cantonfair.org.cn)
• Гонконгская ярмарка электроники, апрель и октябрь (www.hkelectronicsfair.com)
• Международная выставка-ярмарка высоких технологий China Hi-Tech Fair в Шэньчжэне, ноябрь (www.chtf.com/english)
• Китайская международная выставка товаров народного потребления в Нинбо, июнь (www.cicgf.com/en/lt.htm)
Конечно, визит на ярмарку не гарантирует стопроцентного успеха вашей торговой экспедиции, но, как уже говорилось, увеличивает шансы на успешное начало сотрудничества с поставщиками. Дальше от вас потребуется изучение делового этикета и особенностей общения с китайскими партнёрами — всё это придётся осваивать самостоятельно, либо найти профессионального посредника, знающего все тонкости.