Можно ли деньгами "вымолить" у Бога прощение?
Церковь часто обвиняют в том, что некоторые богатые и не совсем честные люди строят храмы, желая тем самым купить прощение грехов.
Прочитав предыдущую статью, можно понять, что прощение грехов человек получает только изменив свой образ жизни и свои поступки.
Но что же касается строительства храмов? Могут ли они быть приняты Богом "в счет покаяния"?
Мы получим ответ, вновь обратившись к пророку Исаие:
Как мы видим из цитаты, народ иудейский так же стремился "задобрить" Единого Бога, подобно языческим жрецам, принося Господу жертвы, но не изменив своей жизни. Возможно ли отождествить ветхозаветные праздники и всесожжения с современным строительством храмов? Безусловно, сходство в самих мотивах приносящих жертвы и строящих храмы прямое. И ветхозаветные иудеи и современные бизнесмены хотят получить от Бога милость, прощение грехов или благословение, обменяв его на нечто материальное, ценное для людей своей эпохи.
Соответствует ли это реальному покаянию? Нет.
Это так же похоже на события книги Деяний святых апостолов, когда жрец по имени Симон хотел обменять сверхъестественные дары святых апостолов на золото. По имени этого жреца назван грех "симонии" - попытки купить благодать Господа как в смысле священнического служения, так и в широком смысле. Церковь осуждает подобный поступок. А покаяние напрямую связано с действием в человеке Благодати, а значит, не может быть куплено за деньги.
Как я уже рассказывал в предыдущей статье, покаяние в понимании Церкви должно быть сопряжено с изменением образа мысли человека и его поступков. Просто жертвы или строительство храмов преследуют цель, которую можно назвать магической, но никак не религиозной. А именно, купить расположение Бога и продолжить прежнюю жизнь. Но самому Богу, как мы понимаем из слов пророка Исаии противны такие жертвы.
Таким образом, если жертва идет на пользу человеку - она имеет смысл, если нет - то она не нужна и Богу.
Что касается самих людей, старающихся таким образом "задобрить" Бога, то они занимаются бесполезным делом, ведь Бог прямо говорит нам, что хочет от человека не жертвы а изменения жизни.
Конечно, никакого "прощения грехов за деньги" в Церкви не существует по природе, потому что прощение греха - это избавление от греховной зависимости, а не юридическое "помилование".
Однако, само покаяние, как изменение жизни моет начаться и с благотворительности, если человек теперь решил потратить свои деньги не на предметы роскоши или развлечения, но на добрые дела. Поэтому нельзя однозначно осудить такой поступок, он может быть началом изменений в жизни человека.