Уважаемые читатели, здравствуйте!
Сегодня у нас фильм 1975 года режиссера Ильи Авербаха «Чужие письма», с юной Светланой Смирновой и Ириной Купченко.
Снова фильм, который я посмотрела по предложению читательницы. Наверняка это я одна такая, а вы все уже давно этот фильм видели и сюжет прекрасно знаете без меня. Поэтому не буду вас им утомлять. А хочу поговорить о том, что заинтересовало меня в фильме.
Основной конфликт сюжета - это отношения учительницы Веры (Ирина Купченко) и ученицы Зины (Светлана Смирнова). Сперва они хорошие. Даже, можно сказать, теплые и практически семейные. Вера приглашает девочку Зину, которая не может находиться в своей семье, пожить у нее.
Вера - одинокая, детей нет. Всю тоску по несостоявшейся семье она сублимирует в заботу о Зине, воспринимая ее чуть ли не как дочь.
Зина же (тоже - как будто бы - испытывая теплые чувства к учительнице) постепенно подминает под себя и новую территорию, и новую "маму". Она просит привести в квартиру свою собаку. Убеждает Веру купить телевизор. Вскоре собака и телевизор уже присутствуют в жизни Веры и Зины.
Впрочем, иногда Зина действует тоньше и не просит ничего напрямую, но своего все равно добивается (эпизод с молоком для собаки или демонстративное собирание вещей якобы для ухода из дома).
Но это все, конечно, мелочи. По сравнению с тем, что со временем Зина, которой очень удобно жить у Веры (ведь она имеет и комфортное жилье, и материнскую заботу, и полную свободу действий, и поддающуюся манипуляциям Веру), решает защищать завоеванную территорию более агрессивными методами.
Вера собирается на свидание с мужчиной и Зина, понимая, что мужчина - это в перспективе конец их уютной автономной жизни с Верой, устраивает сцену, в ходе которой запирает Веру на ключ, и та вынуждена выпрашивать отпустить ее. Заканчивается все потерей Веры контроля над собой, она срывается, кричит и бьет девочку по щеке. После этого, конечно, вместе жить они уже не могут.
Помимо всего прочего, Зина перед этим совершает еще и серьезный проступок, который Вера ей фактически спускает с рук. Хотя оценивает его крайне негативно. Зина находит личную переписку Веры с мужчиной, читает его письмо. Переписывает текст, выдает за письмо, написанное уже лично ей и приносит в школу. Где письмо становится достоянием общественности.
Это становится известно Вере, в разговоре с Зиной она пытается объяснить ей всю низость этого поступка. Но понимает: Зина искренне полагает, что не сделала ничего предосудительного.
Интересно здесь то, что после всего случившегося с ними, Вера, кажется, не перестала относиться к Зине тепло. В последних кадрах фильма это видно. А вот относилась ли к ней самой с этим теплом Зина? Или Вера для нее была только способом обеспечить себе комфортную жизнь? Что скажете?
Спасибо за внимание к каналу, и не забудьте поставить лайк, если статья вам показалась интересной:)