Когда Мухаммед умер, в 632 году ислам мог похвастаться лишь полустабильным контролем над частью Аравийского полуострова. Территориальные завоевания пророка были в основном языческими потерями. Дальнейшее расширение потребовало завоевания христианских земель - задача, которая оказалась бы слишком легкой, благодаря годам имперских и доктринальных войн.
К западу от ислама лежал Египет и остальная часть христианской Северной Африки. После объединения под властью Римской империи, к шестому веку территория была разделена между латиноязычными берберами на западе и грекоязычными византийцами на востоке, с несколькими поклонниками Ваала на юге.
Богословские разногласия в Африке шли еще глубже. Византийцы поддержали двустороннее определение природы Христа, утвержденное Советом Халкидона в 451 году, но египетские монофизиты («одна природа»), наряду с церквями в Армении и Сирии, категорически отвергли его. Африканское христианство также страдает от разногласий между католиками, донатистами (которые настаивали на том, что все остальные христиане отступники), несторианами (которые не согласны как с монофизитской, так и с халцедонской христологией) и радикальными пустынными аскетами.
К северу и востоку от ислама растянулась огромная, хотя и исчезающая, Персидская Сасанидская империя. Персидские зороастрийцы жестоко преследовали христиан в четвертом веке, считая новых друзей старого врага Персии, Рима, угрозой. Однако после 409-го указа о толерантности персы решили контролировать церковь, а не разрушать ее.
Вмешавшись в церковное управление, Персия привела к серьезному упадку местной церкви на рубеже седьмого века. Конфликт между несторианами, христианской группой большинства, и их заклятыми врагами, монофизитами, ускорил сползание.
На северо-западе лежала сокращающаяся Византийская империя, остатки римской славы. Ко времени Мухаммеда сражения с Персией заставили византийцев уйти из таких провинций, как Египет и Сирия, и защитить свою столицу Константинополь. Египтяне и сирийцы были рады видеть их уход, взяв с собой их высокие налоги и гонения на «еретические» церкви.
Слава новым вождям
С Ближним Востоком в таком беспорядке, преемники Мухаммеда смогли добиться быстрых успехов. Мусульмане оказались грозными воинами и проницательными политиками, иногда убивая или искореняя своих врагов, иногда подавляя их экономическим и религиозным угнетением.
Первый исламский халиф (заместитель), Абу Бакр, был убит, прежде чем он смог оказать значительное военное воздействие за пределы центральной Аравии, но его преемник Умар разгромил византийскую армию в Сирии и преследовал последнего персидского шаха до его смерти. Дамаск, Иерусалим и столица Персии Ктесифон пали как домино.
Умар укрепил контроль над Аравийским полуостровом и взял хотя бы номинальную власть над обширными владениями Персии. Он также построил первую мечеть в Иерусалиме. Но его ошеломляющий успех создал проблемы.
Христиане значительно превосходили мусульман на большинстве новых территорий ислама. Кроме того, христиане обладали дипломатическим и медицинским опытом, которого не хватало мусульманам. Убивать всех христиан не имело политического смысла, и в любом случае Коран выступает за лучшее отношение к «народам книги». Решение Умара, описанное в его знаменитом пакте (см. Стр. 16), установило, что христиане и евреи дхимми, или защищенные люди.
На первый взгляд, условия кажутся вполне справедливыми, особенно для седьмого века. В обмен на уплату дополнительных налогов дхимми претендовал на почти все права и защиту в соответствии с исламским законодательством. Что еще более важно, в отличие от арабов-язычников, христиане и евреи не были вынуждены принять ислам.
Христиане думали, что они получают хорошую сделку. Высокие налоги не были чем-то новым, и мусульманские власти не приняли никакой стороны в горьких доктринальных войнах, которые разделили христиан. Патриарх-несториан писал одному священнику: «Они не нападали на христианскую религию, а скорее хвалили нашу веру, чтили наших священников и приносили пользу церквям и монастырям».
Угнетение
К сожалению, христиане седьмого века не смогли увидеть более глубокой угрозы сделки Умара. Современные апологеты исламской толерантности обычно совершают ту же ошибку. Защищенный статус на самом деле означал статус второго или третьего класса, причем ограничения гарантировали разрушение всех религий, кроме ислама.
Конечно, как восточные (византийские), так и западные (римские) христианские державы уделяли первостепенное внимание соблюдению того, что они считали истинной религией, и ни один из них не использовал физическое или гражданское принуждение для достижения этой цели в седьмом веке или в течение последующих столетий.
Действительно, мусульмане явно адаптировали части своей политики к другим религиям из существующих христианских кодексов. Реже сообщается, что мусульмане также обращались за помощью к гетто-подобной системе Персии в Персии.
В разное время, особенно при сравнительно светских халифах, исламские режимы проявляли большую религиозную терпимость, чем христианские режимы, особенно по отношению к евреям. Но ни Коран, ни исламский закон, которые гораздо более тесно связаны, чем Библия и любая прошлая или нынешняя система управления, никогда не санкционировали фундаментальное равенство, которое предопределяет современную терпимость.
Один из самых популярных стихов в Коране гласит: «В религии нет принуждения» (2: 258). Тем не менее, Коран также обязывает:
«Сражайтесь с теми, кто не верит в Аллаха, ни в последние дни, ни запрещает то, что Аллах и Его Апостол запретили, или не следует религии веры из тех, кому была дана Книга, до тех пор, пока они не заплатят налог в знак признания превосходства, и они находятся в состоянии подчинения» (9:29).
Пакт Умара, таким образом, является не мирным договором, а описанием условий его победы. Согласно указаниям пророка, он запрещает то, что Аллах запрещает (вино), и налагает большой налог - неуплата налога на опрос (джизья) аннулирует контракт. Это также кодифицирует мусульманское превосходство, унижая любого, кто цепляется за другую религию.
Даже некоторые положения, которые кажутся преференциальными, подрывают немусульманские общины. Например, дхимми были освобождены от военной службы и от богатых бонусов в оплате и грабежах, которые получали солдаты. Это поместило дхимми под мавали , недавние арабские новообращенные в ислам, которые были лишены некоторых привилегий, но могли служить в армии.
Несмотря на очевидные стимулы к обращению, большинство христиан и иудеев, находящихся под властью ранних мусульман, придерживались своей веры. Но сопротивление в конечном итоге вымерло. Неспособность строить новые места поклонения или ремонтировать старые, запрет на евангелизацию и тот факт, что мужчины-мусульмане могли жениться на христианках и еврейках (и воспитывать детей как мусульман), в то время как дхимми могли жениться только на себе подобных, достигли именно того, что они должны были достичь. Ислам победил в регионе...
Ставьте палец вверх, если вам понравилась статья. А также приглашаем вас подписаться на наш канал, чтобы видеть в ленте больше интересного о религии.