Найти тему
Большая перемен@

В поисках баланса

Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор
Наталья Степанова

Для меня как учителя преимущества цифровизации образования перевешивают ее недостатки. Прежде всего, меняется сам урок: широкий выбор наглядности (визуальной и слуховой) позволяет создать запоминающийся контекст для иллюстрации употребления и организации повторения лексики и грамматических структур. Можно воспользоваться цифровыми ресурсами для создания разнообразных контрольных заданий и сократить количество тестов на бумажных носителях, которые потом пылятся на полках.

Использование гаджетов также может способствовать обучению (создание своих собственных видео, презентаций особенно для проектов и портфолио (в том числе электронных). К тому же, расширяется доступность образования: обучение может осуществляться и дистанционно, обеспечивая доступ к образовательным ресурсам со всего мира. В целом, использование таких ресурсов делает процесс обучения полезным, увлекательным, и в чем-то неповторимым, так как у учителя есть возможность творчески использовать все доступные ресурсы.

Самый очевидный негативный побочный эффект цифровизации — это искажение понятия и сути обучения и образования. На мой взгляд, одной из причин является возможность разного рода списывания. Интернет предлагает массу вариантов. Многие дети искренне полагают, что списать — значит выполнить домашнее задание. Дети вообще не понимают сути обучения. Часто слышишь: «Зачем учить, если все это можно найти, просто нажав кнопку?». К чему это приводит? Мозг ребенка не развивается в тот самый момент, когда он наиболее готов учиться новым знаниям и умениям («окно возможностей»). Память, мышление, творческие способности, воображение не развиваются. Более того, исчезает навык интеллектуального напряжения. Такие дети в дальнейшем лишены конкурентноспособных преимуществ и будут уступать тем, кого научили грамотно и разумно обращаться с гаджетами и развивать все, что дано природой. Тотальное списывание также может вести к процветанию плагиата и лицемерия уже и во взрослом возрасте.

Негативные последствия списывания не так невинны. С моей точки зрения, это бессмысленное расходование ресурсов: временных (на создание УМК), природных (бумага, электроэнергия) и бюджетных (закупка учебников в школе). Возможно, с этим связаны низкие продажи рабочих тетрадей к УМК: задавать по ним домашнее задание для учителя просто бессмысленно.

Помимо социальных проблем списывание затрагивает лично учителя. Во-первых, нужно отследить, что все-таки ученик выучил или умеет делать САМ. Я знала учителей, которые сидели дома и просматривали «образовательные» сайты, чтобы уличить ученика в списывании того или иного сочинения. Я, например, не хочу тратить свое время на проверку списанных заданий, поэтому приходиться придумывать свои задания и формы контроля и учитывать все это при планировании урока. Можно, конечно, вообще сделать вид, что не заметил, но сразу возникает вопрос: а что дальше?

Я в силу своего прозападного образования (MA TESOL, CELTA) по-другому смотрю на урок и на процесс обучения в целом. Как учитель, я постоянно анализирую ситуацию и делаю соответствующие шаги: знаю и пользуюсь многими цифровыми ресурсами, но иногда сознательно соблюдаю баланс между традиционными и цифровыми технологиями. Заметила, что иногда поиск ресурсов отнимает больше времени, чем я бы сама что-то придумала, совершенствуя при этом свои профессиональные навыки и умения (не забываем про развивающие цели). Многие функции учителя остаются неизменными: нужно придумать и продумать урок, его распланировать, подобрать материал, предвосхитить возможные трудности и пути их решения. После этапа подготовки, все это нужно воплотить в жизнь: принимать решения по ходу урока относительно реального течения урока (например, относительно способов исправления ошибок), использовать свою мимику и жесты для эмоциональной насыщенности и как средство управления процессом обучения. К тому же, во время урока нужно собрать информацию о ходе обучения (контроль для обучения), необходимую для дальнейшего преподавания. Никакая «цифра» пока не в состоянии выполнить все эти функции. Без грамотного учителя урок может стать чередой «веселых картинок».

Как сегодня работать учителю? Открываться новому, использовать все возможности современных технологий, рефлексировать и меняться соответственно ситуации. Умение адаптироваться к изменяющимся условиям я рассматриваю как профессиональный вызов, который я решаю по-своему, изучая вопросы контроля в аспирантуре и применяя все это в своей профессиональной практике.

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»