Найти тему
Большая перемен@

Как преодолеть самый высокий «порог»?

Оглавление

Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор
Марина Тузниченко

Сегодня практически каждый из нас в той или иной степени является пользователем персонального компьютера, подключенного к Интернету, и может пользоваться безбрежным морем информации.

Наша молодежь растет, не выпуская из рук телефонов, планшетов и других новомодных изобретений, а история свидетельствует о том, что электричеству понадобилось три десятилетия, чтобы охватить значительное число потребителей, телефон изменил сферу коммуникаций за два десятка лет, а компьютерные планшеты внедрились в нашу жизнь буквально за несколько лет.

Как не отстать от таких перемен, мы рассуждали вместе с учителем информатики Краснозерской средней школы № 2 им. Ф. И. Анисичкина Владимиром Сергеевичем Прохоренко.

Информатикаэто не «игрушки»

— Владимир Сергеевич, наши беседы с учителями о пользе знаний того или иного школьного предмета в реальной жизни мы традиционно начинаем с вопроса, чему Вы учите детей на своих уроках?

— Если сказать коротко о предмете, который я преподаю детям, то информатика — это наука, которая учит, как эффективно обработать любую информацию, а также безопасно ее хранить и передавать. Представление об информатике, с каким ученики приходят на первое занятие, слишком упрощенное. Умение набирать тексты, составлять презентации, играть в игры — это не имеет отношения к информатике, хотя многие самонадеянно думают иначе. В информатике нужно иметь представление о том, как различная информация (звуки, изображения, символы) принимается и преобразовывается компьютером, из чего устроен этот сложный механизм. И это лишь начало познаний, азы. Потом приходит черед основных тем: алгоритмизации, моделирования, программирования. Программирование на самом деле очень увлекательный процесс, который можно сравнить с работой режиссера, который создает фильм. Какой бы не была итоговая цель, процесс написания зависит от твоего желания, видения. Для шахматных соревнований, например, я создал авторскую программу, в которую достаточно внести списки шахматистов, как она выдает порядок проведения игр, а затем выводит их результаты на экран большого телевизора. Всем нравится! Другая моя программа просчитывает результаты сдачи ОГЭ и ЕГЭ того или иного предмета учащимися 9-х и 11-х классов школ района, определяет, какие школы лидируют по успеваемости и т. д.

Научитесь учиться

Выбор предмета на экзамен во многом предопределяет дальнейшую судьбу наших выпускников: будущего вуза, профессии. Стоит ли им бояться ошибок на этом пути ?

— Еще в студенческое время от своего преподавателя — профессора я услышал о том, что для того, чтобы научиться чему-то важному, необязательно заканчивать два или три института, важно научиться учиться. С тех пор постоянно убеждаюсь в этом и стараюсь убедить в этом своих учеников. Работая учителем в городской школе, «попутно» получил… четвертый профессиональный разряд маляра. Несколько лет назад я научился играть на гитаре, хотя мечтал об этом с детства. Азы усвоил с помощью видеоуроков по Интернету за три летних месяца. А в сентябре предложил свои услуги ребятам. А потом уже они, поднаторев, учили меня как по квинтовому кругу, изменить тональность и другим тонкостям музыкального дела. Пройдя профессиональную переподготовку на учителя информатики, три года назад я стал самостоятельно изучать язык программирования. Начал со «старого» Паскаля, теперь вместе с ребятами изучаем новую его версию. Учиться никогда не поздно, а с помощью интернета это стало проще. Например, можно поступить на дистанционные курсы и обучаться иностранному языку, а можно и открыть для себя новое увлечение. Когда развиваешься, проще учить других: ты понимаешь, что и за чем усваивается, и ученики эту уверенность чувствуют. На уроках мне не приходится даже повышать голоса, они замолкают и слушают, только я начинаю говорить. Другое дело, что с одним уроком информатики в наших школах программирование становится недосягаемым, как бы этого не хотелось. В нашей школе есть возможность изучать предмет по расширенной программе, для этого открыто профильное информационно-математическое направление, благодаря чему мы можем заниматься информатикой четыре урока в неделю. Для поколения, стоящего на пороге нового этапа развития, связанного с преобразованиями, происходящими в области информатизации и компьютеризации, такие знания просто необходимы.

«Типовые домашние задания давать бессмысленно. Если я даю такое задание, значит, должен его придумать сам, чтобы ответы на него нельзя было найти в интернете»


Созданием каких программ больше всего интересуются школьники?

— Конечно, всем хочется написать свою игровую программу. Такой интерес я тоже поддерживаю, рассказываю, что для этого требуется усвоить, и знаю, кто из ребят этим занимается и с какими успехами, но это происходит вне школьной программы. А на уроках работаем над написанием программ, которые необходимы для сдачи экзамена. Это в основном программы математической направленности, связанные с массивами чисел.

-2

Здесьне «поплаваешь»

— Лучшие результаты при сдаче информатики на ЕГЭ вот уже несколько лет подряд показывают Ваши ученики. Вам «везет» на одаренных детей?...

— Уверен, что изучение информатики под силу каждому ученику. Учителю нужно только выбрать верную траекторию обучению. Конечно, кто-то будет знать больше, кто-то меньше. Это зависит от типа мышления человека, даже сказку про Репку можно рассказывать по-разному. Сложность в том, что по информатике на ЕГЭ установлен самый высокий порог для демонстрации высокого уровня освоения предмета. Он составляет 84 балла. Для всех остальных предметов он ниже. Чтобы до него дотянуться, нужно выполнить практически все задания. «Плавать» в информатике не позволено. И это справедливо, но есть и другие факторы, которые могут повлиять на результат: волнение, усталость. Потому, готовя ребят к основному экзамену, я намеренно провожу с ними несколько пробных, чтобы они привыкли к предстоящей нагрузке и могли эффективно отработать четыре часа на экзамене. ЕГЭ по информатике выбирают не многие выпускники в районе. В предыдущие два года выбирали информатику по шесть моих учеников, что составляло 50% от числа всех сдающих. В этом году ее сдавали одиннадцать, из них двое набрали по 94 балла. Я очень горжусь такими высокими результатами моих учеников. Иной раз при изучении очень сложных тем, ребята задают вопрос: «Обязательно ли это изучать?». Как-то студенты медколледжа спросили меня: «Зачем нам нужна эта матрица, где это пригодится?» Возможно, умение преобразовывать матрицу мало кому понадобится в жизни, но оно важно для тренировки мозга и расширения собственных возможностей. После таких задач решить более легкую — особого труда не составит. Так же всегда стараюсь объяснить детям, для чего мы делаем то или другое, чтобы они подходили к процессу осознанно и понимали цель каждого действия. По основному образованию я — физик-математик, и в преподавании этих дисциплин преуспел. Но после того, как получил диплом учителя информатики, стал преподавать только этот предмет. Считаю, что «распыляться», набирая часы за счет разных предметов, плохо и для педагога, и для его учеников. Хорошо представляю, сколько требуется подготовки, чтобы объяснить ту или иную тему, и если ты готовишься сегодня к физике, завтра к информатике, то погрузиться и в ту, и в другую область навряд ли получится глубоко. Чтобы заинтересовать детей, прежде нужно «взорвать» собственный мозг и пропустить все через себя. Если я и задаю детям домашнее задание, то придумываю его сам, иначе в нем нет никакого смысла, ответы они легко научились находить в интернете.

« Я часто говорю своим ученикам и коллегам: «Знаниями нужно делиться, тогда и ваши будут приумножаться!», потому на районных методических объединениях учителей информатики последние два года провожу четырехчасовые семинары-практикумы на различные темы, например, такие, как: «Программирование на языке Pascal», «Разбор заданий ГИА-9», «Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий по теме «Системы счислений». Также каждую осень и весну провожу занятия в каникулярной школе для одаренных детей других школ нашего района».

Слово ученикам

Об информатике и не только

— Осознанный интерес к информатике в школе я начал испытывать в 10 классе, когда разговоры о том, что за информатизацией будущее, стали накладываться на необходимость определяться с выбором дальнейшего направления для обучения. Школьный курс дал мне представление об устройстве компьютера, помогал структурировать мышление в нужном направлении. Пригодилось и знание языка программирования Паскаль. Кстати, Паскаль хорошо помогает развивать логику. В университете я изучаю еще три языка программирования, один из которых учу дополнительно и самостоятельно. Думаю, было бы не плохо, если бы для профильных классов в школе в программу входило знакомство сразу с несколькими языками.

Денис Коротков, студент 2 курса НГТУ, специальность «Информатика и вычислительная техника»

— Самое первое мое представление о том, чем мы будем заниматься на уроках информатики, сводилось к созданию презентаций. Примерно с того и началось знакомство с практической частью этой дисциплины. И поначалу этот предмет мне не казался важнее и интереснее других. Мне больше нравились математика, биология и химия. Но чем больше я стала погружаться в него в связи с выбором экзамена, тем больше понимала предназначение информатики, как науки, помогающей людям в переработке информации и создании для этого программных продуктов. Я стала использовать дополнительные информационные ресурсы, улавливать связь между информатикой и другими предметами. На сегодняшний день информатика для меня — это ключ к будущей профессии.

Ирина Варавина, выпускница 2019 года

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»