Во время парада в честь Дня ВМФ президент Путин обещал «дать отпор любым агрессорам», построить «уникальный флот» и приветствовал современные российские корабли, которые построены с двух-трехкратным срывом сроков верфями, тонущими в миллиардных убытках.
Празднование 323-й годовщины со дня образования Военно-морского флота России началось с парада кораблей в акватории Финского залива. Флотилию приветствовал президент РФ Владимир Путин, который на катере «Раптор» прошел вдоль строя боевых кораблей, приветствуя экипажи.
В параде приняли участие свыше 40 кораблей и 41 самолет, а также более 4 тысяч военных.
В приветственной речи участникам парада Путин, как обычно, пригрозил кровожадным «агрессорам», которые, по его мнению, посягают на безопасность России. И пообещал построить «уникальный по своим возможностям флот», который даст отпор этим самым «агрессорам».
Верфи в долгах
Конечно, в этой речи были бы неуместны данные о реальном состоянии судостроения в РФ. Например, о том, что крупнейшие верфи Петербурга и Ленобласти, входящие в государственное АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), тонут в убытках.
Самый большой— 1,108 млрд рублей — у создателя дизельных ледоколов — Выборгского судостроительного завода. Чуть меньше у строителя атомных ледоколов для покорения Арктики — Балтзавода — 1,032 млрд рублей. Поставщик корветов и фрегатов — Северная верфь — кончил 2018 год с убытком в 431 млн рублей. Если бы не девальвация рубля, на которой верфь благодаря экспортным контрактам заработала 646 млн рублей, то предприятие могло бы возглавить список самых убыточных судостроителей ОСК на Северо-Западе.
Проблема в высокой долговой нагрузке судостроителей, которые вынуждены кредитоваться из-за стабильного недофинансирования и ставшего уже привычным за долгие годы срыва сроков сдачи кораблей. Так, Балтийский завод в последний раз спускал на воду новое судно еще в 2014 году. Плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» по заказу Росэнергоатома верфь строит с 2008 года.
Фрегат с управляемым ракетным оружием «Адмирал флота Советского Союза Горшков» стал притчей во языцех среди судостроителей: заложили его на Северной верфи еще в 2006 году, на воду спустили в 2010-м, когда он был готов на 40%. Сдать окончательно планировали в 2012-м. Но всю историю строительства «Горшкова» преследовали неудачи. То обнаружились серьезные пробелы в проекте, и его автору «Алмаз-Антею» пришлось дорабатывать проект. То в 2015 году во время ходовых испытаний у «Горшкова» сгорел двигатель. В общем, много было неприятностей. В итоге фрегат спустили на воду лишь 28 июля 2018 года — то есть его строили 12,5 года!
Не выполненные вовремя работы лишают предприятия дохода, и чтобы не разориться, они берут кредиты в банках, все больше уходя в минус.
Парад просроченных контрактов
Если не знать о плачевном положении российского судостроения, можно безмятежно радоваться, слушая рассказы Владимира Путина на параде в Петербурге о том, что в 2019 году на воду будут спущены 15 военных кораблей и катеров.
Что отменно удается российской армии и флоту — так это гордиться историческими успехами. В ходе парада по Неве прошлась 54-пушечная парусная линейная «Полтава» — воссозданная копия первого российского линейного корабля, построенного в 1712 году при личном участии Петра Первого. Еще один корабль, чье имя связано с этим императором — ботик Петра — на буксире провел по Неве десантный катер «Д-67».
Современный флот представляли фрегат «Адмирал Касатонов» (заложен 26 ноября 2009 года на Северной верфи, должен был быть сдан в 2012-м, но до сих пор не передан флоту; передача намечена на декабрь 2019 года), корвет «Гремящий» (заложен на Северной верфи 1 февраля 2012 года, передача флоту планировалась в 2018 году, но перенесена на декабрь 2019-го) и дизель-электрическая подлодка «Кронштадт» (заложена 28 июля 2005 года на Адмиралтейских верфях, в 2009-м строительство было заморожено по решению Минобороны РФ; в 2013-м возобновлено; спуск на воду был запланирован на декабрь 2015 года, но состоялся только в сентябре 2018-го; передача флоту запланирована на 2020 год).
В параде принимали участие малые ракетные корабли «Мытищи» и «Серпухов», который в августе 2016 года выпустил крылатые ракеты «Калибр» по позициям террористов в Сирии.
Одно из немногих исключений — сданный в срок морской тральщик «Иван Антонов», построенный на Средне-невском судостроительном заводе, — также участвовал в параде. Он введен в строй в январе 2019-го и предназначен для уничтожения неприятельских мин. Его корпус — самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика.
С приветом из Сирии, Китая и Индии
Празднование дня ВМФ проходило также в Кронштадте, где зрители наблюдали за прохождением ракетного крейсера «Маршал Устинов», атомного подводного крейсера «Смоленск», фрегата «Адмирал Горшков» и еще 11 кораблей и двух подлодок.
Впервые в параде вместе с российскими судами прошли иностранные — эскадренный миноносец Xi’an ВМС из Китая и индийский фрегат Tarkash.
Парады прошли также в Балтийске, Североморске, Севастополе, Владивостоке, Новороссийске, Астрахани и в Тартусе (Сирия).
Во всех торжествах приняли участие более 150 морских и 80 воздушных судов, а также 15 тысяч военнослужащих.
Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram