«Завороженный», 1945
С продюсером Дэвидом О.Селзником Хичкок начал сотрудничество еще со времен «Ребекки», однако именно «Завороженный» стал тем камнем преткновения, который окончательно испортил отношения между ними. Селзник контролировал в ленте едва ли не все - начиная от идеи экранизации книги Джона Палмера «Дом доктора Эдвардса» и собственного психотерапевта, который должен консультировать построение сцен, до окончательного монтажа. И тем режиссеру удалось внести в ленту свой фирменный киноязык. Здесь и постоянно усиливающийся саспенс, и тесная связь эмоционального состояния героев с визуальными якорьками. Вспомните хотя бы сцену, в которой герои впервые целуются - ее сопровождением становится изображение дверей, открывающихся одна за другой. Более того, именно благодаря этому сотрудничеству мы получили чуть ли не первый художественный фильм, посвященный психоанализу.
История человека, потерявшего память и пытающегося найти ответы в собственном подсознании, после того еще сотни раз обыгрывалась в кино, однако ни один из них не может похвастаться сотрудничеством с самим Сальвадором Дали. Сцена, разработанная художником, стала визитной карточкой фильма и не лучше воплотила все основы теории подсознательного. А тема раздвоения личности стала фирменной и в конце концов достигла апогея в картине «Психо».
«Веревка», 1948
В фильме «Веревка» саспенс горячим свинцом разлит с самого его начала. Концентрированное напряжение в кадре достигается несколькими методами киноязыка. «Веревка» - камерное кино, где практически все действие происходит в душном пространстве одной комнаты. За счет большого количества длинных операторских планов, минимума монтажных склейок (на все 80 минут хронометража - всего девять) и эффекта непрерывности действия зритель буквально употребляется в персонажей, совершивших ужасное в своей последовательности преступление. Камера постоянно замыкает главных героев ленты в тесные углы, отчего кажется, что все персонажи находятся в ловушках, из которых они выбраться без патологических последствий для себя не могут.
Сам же Хичкок «Веревку» комментировал так: «Для меня« Веревка» - всего лишь трюк. В театральной пьесе Петрика Хэмилтона сценические время и время действия совпадали. Действие начинается в тот самый момент, когда поднимается занавес, и полностью прекращается, когда она падает... Как эксперимент «Веревку» можно оправдать, но настаивать на исключительности такого принципа было бы ошибочным». Мрачного оттенка и пьесе, и фильма придавал тот факт, что сюжет опирался на реальное преступление: в 1924 году два студента Университета Чикаго Натан Леопольд и Ричард Лоебб убили своего друга Бобби Фрэнкса «из-за спортивного интереса». Цинизм реального преступления остался и в фильме, который является авторским рассуждением о преступлении и наказании, в равной степени обремененных избыточным самолюбием и комплексом Бога.
«Окно во двор», 1954
Окей, еще один выдающиеся произведение Хичкока - отнюдь не комедия... хотя может и выглядеть как таковая первые пятнадцать минут. Грейс Келли и Джеймс Стюарт, играют влюбленных, обмениваются остротами, флиртуют и создают жанровую основу, на которой весьма комфортно могла бы чувствовать мелодрама - вот только Хичкок поднял на ней триллер. Никого не удивят слова о том, что Хичкок манипулирует чувствами аудитории - собственно, для этого мы его и смотрим. Но на этот раз игра зрительскими эмоциями удается особенно утонченной: сначала режиссер вызывает симпатию к харизматичному герою Стюарта (хотя Джеймс Стюарт и симпатия и так не ходят порознь), затем провоцирует беглое соболезнования его временной недееспособности на том же уровне, на котором мы проникаемся чужой неприятной, но вполне безопасной болезнью - и наконец заставляет всерьез беспокоиться за его жизнь, которая уже нам совсем небезразлична. Ирония в начале усиливает саспенс в конце - несложная идея, которая демонстрирует метод Хичкока, который хорошо знает: главное - привлечь зрителя на личном уровне, и неважно, страхом, смехом или восхищением.
Эта лента также дала жизнь многочисленным цитатам и подражанием. Например «Окно во двор» получило своеобразный ремейк от Гая Мэддина и Эвана и Гейлена Джонсов под названием «Элементы». Девятиминутная фильм шел в комплекте с «Зеленым туманом» (о нем речь пойдет ниже).
«Головокружение», 1958
Влияние «Головокружение» Хичкока трудно переоценить - кажется, лентой вдохновлялись все: от Франсуа Трюффо в «Сирена с «Миссисипи» до Дэвида Линча в «Малголленд Драйве». Недавно один из крупнейших поклонников творчества Хичкока Гай Мэддин даже переосмыслил ленту. Вместе с Гейленом и Эваном Джонсон он собрал из архива фильмы, действие которых происходит в Сан-Франциско, и смонтировал их в картину «Зеленый туман», сохраняя сюжет «Головокружение». Хичкок до сих пор вдохновляет, и это вполне закономерно: «Головокружение» выглядит невероятным экспериментом, в котором режиссер играет с жанрами детектива, мелодрамы и мистического хоррора. Фильм требует большого экрана - оптические иллюзии Хичкока напоминают картины Маурица Эшера, которыми вдохновлялся позже и Кристофер Нолан. «Головокружение» еще и интересно смотреть как многослойный пазл, что распутывается не в конце ленты, а в голове зрителя.
Называть фильм Хичкока шедевром - это как говорить о знаковости «Гражданина Кейна». Визуальные приемы современные режиссеры пытаются имитировать или украсть, и только Хичкок мог обманывать аудиторию так искусно и решительно. Он действительно поражает своими решениями без использования пафосного эпатажа или дешевых трюков. В конце концов, «Головокружение» - это еще и праздник классического саспенса мастера, который выдерживает уместную продолжительность и шокирующую кульминацию.
«Психо», 1960
При создании успешного в смысле кассовых сборов фильма «Психо», основанного на одноименной повести Роберта Блоха, Хичкок пытался экономить на всем, чтобы не выйти за рамки бюджета, который составил всего 800 000 $. Для Хичкока «Психо» был осознанным творческим вызовом, с которым он справился, заложив фундамент для всех последующих фильмов о маньяках, поэтому нередко «Психо» определяют как протослешер. Фильм стал победой режиссера и над студийным влиянием, и над собой как автором, так как «Психо» после многочисленных лент Хичкока со звездами первого эшелона казался довольно рискованным проектом.
«Психо» среди фильмов Хичкока является в том числе и жестким с точки зрения визуального насилия, превзойдя в этом плане «Птиц». Благодаря такой визуализации жесткости ужас в фильме существует на макроуровне: как чистый саспенс, который создается в том числе благодаря саундтреку Бернарда Херрманна, и как кошмар, уже лишен всяческих недомолвок. Зрителю становится некомфортно с того самого момента, когда героиня Джанет Ли ворует деньги - типичная завязка для нуара, которую режиссер обрывает, убивая главную героиню в первом акте. Несостоявшийся детектив о краже превращается в искусно снятый психологический триллер о двойной сущности человека, с финальной расстановкой всех надлежащих точки над «И».
Поделись этой статьей в соц. сетях, это поможет развитию канала
Подписывайся.
Ставь лайк.
Так же читай прошлые статьи.