Структура сайта — это иерархия страниц и связи между ними. И продумывать структуру нужно еще до запуска проекта, потому что без четкой логики мы получим бессвязный набор документов, в котором не смогут ориентироваться даже поисковые роботы, не говоря уже о людях.
5 преимуществ продуманной структуры сайта
Грамотно спроектированная структура одинаково важна как для коммерческих сайтов, ориентированных на продажу товаров и услуг, так и для информационных, основная цель которых — трафик.
Вот 5 основных преимуществ:
- Ускорение индексации сайтов с большим количеством страниц разного уровня вложенности, например, крупных интернет-магазинов и каталогов.
- Продуманная структура позволяет избежать технических ошибок, которые негативно влияют на SEO, например, дублей, пустых страниц и так далее.
- Повышение юзабилити, что в свою очередь улучшает поведенческие факторы, так как повышается качество пользовательского опыта.
- Более эффективное продвижение за счет грамотного распределения семантики и создания релевантных посадочных страниц под разные группы запросов.
- Повышение конверсии вследствие предыдущих двух пунктов — довольные пользователи покупают более охотно.
Пошаговый алгоритм проектирования структуры
Собрать семантику
Начинать необходимо со сбора семантического ядра, чтобы на его основе спроектировать будущие разделы и их вложенность. Не обязательно создать все страницы сразу — необходимо только понимание примерного количества страниц или разделов и их организации.
Сгруппировать
Семантическое ядро группируется и распределяется по сайту в зависимости от интентов запросов, частотности, конкурентности или веса. Под высокочастотный запрос оптимизируется главная страница, под среднечастотные — страницы категорий, а низкочастотные запросы выносятся на страницы третьего уровня, например, статьи или теги.
Также необходимо учитывать и то, что не всегда для создания хорошей структуры сайта достаточно опираться исключительно на семантическое ядро. Необходимо учитывать и намерения пользователей — интенты, а также понимать, что еще может интересовать потенциального клиента. Для этого необходимо уже глубокое понимание специфики ниши, и помочь в этом может бриф и консультация с клиентом.
Визуализировать
Чтобы визуализировать и упростить восприятие результата, рекомендую использовать сервисы и программы для создания интеллект-карт, или mind maps. Например, бесплатная версия онлайнового Mindmeister.com позволяет создавать до 5 проектов и делиться доступом с коллегами и клиентами.
Вот пример структуры сайта, созданной в Mindmeister:
Вся работа в Mindmeister строится по принципу drag-n-drop, то есть управлять элементами можно простым перетаскиванием. Настройки удобны и интуитивно понятны, разобраться легко.
Следовать советам SEO-специалистов
Вот ряд советов, которые нужно учесть при проектировании структуры, чтобы получить максимальный эффект и избежать ошибок:
- Если необходимо раскрыть потребности нескольких ЦА, делайте это при помощи разных страниц, не пытайтесь разместить всю информацию на одной посадочной.
- Анализируйте конкурентов. Порой у них можно подсмотреть интересные решения.
- Три уровня вложенности — оптимальный выбор. Если же пользователю нужно сделать больше трех кликов для поиска информации — пересмотрите структуру.
- Не создавайте слишком маленькие категории с 3-5 товарами.
- Интернет-магазинам целесообразно использовать теги и фильтры, чтобы не раздувать количество категорий.
- Закладывайте возможности масштабирования, чтобы можно было добавить новые категории или страницы без перекраивания структуры.
- Приоритетами при проектировании структуры сайта должны быть простота и понятность для пользователя.
Примеры удачной структуры сайтов
Сайт house-stroy.ru
Идеальная структура с множеством посадочных страниц и простой навигацией, в которой легко ориентироваться.
Раздел с проектами, информацией об особенностях строительства, каталогом проектов и построенных объектов, калькулятор расчета услуг, подробности о компании — на сайте есть все, чтобы ответить на любой вопрос потенциального клиента. И все это так глобально перелинковано, что можно в несколько кликов перейти с одной страницы сайта на любую другую.
В результате сайт занимает топовые позиции по большинству целевых запросов, под которые заточены его посадочные страницы:
Интернет-магазин lamoda.ru
Глобально меню подразделяется на несколько вложенных уровней, по аналогии с подкатегориями на основе общих пунктов:
В качестве основных трафикогенерирующих посадочных под поисковые запросы, помимо классических товарных групп, используются страницы брендов:
Многие покупатели ищут обувь по цвету, сезону или материалу. «Ламода» это учитывает
Опять же, все это глобально перелинковано:
Оценочный трафик на уровне 18 миллионов посетителей в месяц по SimilarWeb подтверждает правильность такого подхода к проектированию структуры:
Резюме
- Продуманная структура увеличит отдачу вложенных усилий по продвижению и повысит лояльность аудитории.
- Удобный в использовании сайт, на котором информация грамотно разнесена по разделам и страницам, понравится и поисковым системам, и пользователям.
- Лучше проектировать структуру на этапе подготовки, но вносить изменения можно и на уже действующем ресурсе, только делать это нужно аккуратно и после консультации с SEO-специалистом.