Найти тему
Артхив

Арт-фейки, с которыми вы наверняка сталкивались в интернете

Оглавление

И — о, ужас! — может, даже лайкнули по незнанию и неосторожности. Или репост сделали. Артхив рассказывает о «шедеврах» Матисса, Климта, Бугро, Дюрера и да Винчи, которые лучше обходить стороной.

Важное уточнение: эти произведения создавались не с целью обмануть кого-либо. Всё произошло по пушкинской формуле: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!"

Авторы фотографий, картин и коллажей хотели разлечься, развлечь других, иногда — пошутить. Громкие имена за этими изображениями закрепила «цифровая» молва: возможно, дело в том, что ставить лайки и делать репосты комфортнее и приятнее, когда понравившаяся картинка подписана ещё и знаменитым именем?

Летающий корабль Леонардо да Винчи

-2

Этим эффектным рисунком иллюстрируют едва ли не каждую вторую статью об опередивших своё время изобретениях Леонардо да Винчи. И каждую третью — об опережающих наше время разработчиках из Силиконовой долины и прочих илонах масках. Иногда обходятся без подписей: и без них ясно — о Леонардо ж материал. Иногда указывают гения Возрождения автором этой иллюстрации. Правда, ссылаются при этом на Pinterest — всё равно, что в качестве надёжного источника указать интернет вообще.

-3

Почерк и наброски по краям — вроде вполне леонардовские. Но конструкция в центре… Постойте, Леонардо, конечно, был гений, но чтобы на рубеже 15-го и 16-го веков нарисовать кораблик с помощью компьютерной программы… Шутите?

Но давайте всё-таки исходить из того, что у да Винчи компьютера не было. А у кого был?

У немецкого художника Петера Попкена (Peter Popken), который работает в Голливуде — создаёт концепты и бутафорию для художественных фильмов. В его фильмографии — множество хитов: «Бегущий по лезвию 2049», обе серии «Фантастических тварей», «Облачный атлас», «Дитя человеческое». Но нам сейчас важна его работа в фильме «Мушкетёры» (2011) — том, Мила Йовович играла Миледи, Кристов Вальц — кардинала Ришелье, а Орландо Блум — герцога Бекингэма. Бинго! Этот рисунок был создан для того, чтобы Орландо Блум подержал его в руках в одной из сцен. А потом прибыл во Францию на летающем корабле, построенном по рецепту Леонардо.

Летающий корабль в этом фильме поучаствует ещё во многих сюжетных поворотах и эффектных сценах — но воздержимся от спойлеров: ведь у Дюма этого не было, а фильм вы могли ещё не видеть.

-4

Кадр из фильма «Мушкетёры» (2011). Орландо Блум с рисунком Петера Попкена, а вовсе не Леонардо да Винчи. В фильме это называют эскизом «боевой машины» — заветный лист Миледи добыла для Бэкингема в Венеции, в подземной тайнике, который Леонардо построил для своих рисунков.

Природа фильма «Мушкетёры» такова, что в комментариях по поводу достоверности происходящего он не нуждается. И всё-таки допущение о Венеции сделано не на пустом месте: Леонардо Венецию посещал, предлагал там свои услуги в качестве военного советника и разрабатывал костюмы для воинов-подводников (и бравый водолаз в фильме тоже есть!). Этот факт из туристической биографии да Винчи толкает исследователей и на куда более смелые предположения: например, некоторые считают, что на загадочной картине венецианца Джорджоне «Три философа» изображены Леонардо да Винчи (справа), Босх (слева) и сам Джорджоне (слева).

Три философа. Джорджоне, 1508
Три философа. Джорджоне, 1508

Почувствуйте разницу. Несколько оригиналов Леонардо да Винчи, которыми вдохновлён фейк:

Летательный аппарат. Леонардо да Винчи, 1487
Летательный аппарат. Леонардо да Винчи, 1487
Страница из "Трактата о живописи". Леонардо да Винчи, 1519
Страница из "Трактата о живописи". Леонардо да Винчи, 1519

Кот Альбрехта Дюрера

-8

В 2007-м году на сайте deviantart.com это изображение разместил пользователь Владимир Копалов. В описании он пошутил: вот, мол, нашёл на чердаке — оказывается, прежде чем нарисовать знаменитого зайца, Альбрехт Дюрер на котиках тренировался. Там же указано, что это фотография, написано даже, каким аппаратом снималась. А в комментариях автор снимка (да, обработанного и сдобренного монограммой Дюрера) даже уточняет, что этот кот — его собственный, он и на других его снимках уже появлялся.

Ничего из перечисленного не мешает коту жить собственной жизнью: он то и дело попадает в подборки с анималистикой Дюрера.

-9

А вот и оригинальный «Заяц» Дюрера — который своей реалистичностью, мимишностью и, конечно, лапками, спровоцировал появление шутки с котом:

Заяц. Альбрехт Дюрер, 1502
Заяц. Альбрехт Дюрер, 1502

Кстати, фальшивых «зайцев Дюрера» стали производить ещё в 16-м веке:

Ганс Хоффман. Фальшивый заяц Дюрера, 1528
Ганс Хоффман. Фальшивый заяц Дюрера, 1528
Ганс Хоффман. Вариация на тему дюреровского зайца
Ганс Хоффман. Вариация на тему дюреровского зайца

Афродита Вильяма Бугро

-13

Это изображение как картину «Афродита» кисти Вильяма Бугро читатели Артхива предложили для голосование в нашем опросе о самых красивых глазах в живописи. Редакция сделала необходимые уточнения: это не картина маслом, а цифровая живопись; это не живший в 19-м веке француз Бугро, а современный художник и дизайнер из Греции Александр Скараманга (Alexander Scaramanga) — но всё же, правильно указав автора и технику, включила работу в финальное голосование.

И это изображение, выполненное методом морфинга (плавного соединения) множества фотографий красивых женщин, победило в опросе — обойдя 78 других шедевров с красивыми глазами, включая произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Вермеера, Гейнсборо, Серова, Врубеля.

Спорить бессмысленно: у созданной в 2006-м году «Афродиты» Александра Скараманги масса поклонников. Давайте тогда уж правильно указывать имя автора. А не вот так:

-14

И давайте вспомним, как на самом деле выглядят красавицы Бугро — земные и с Олимпа:

Мимоза. Вильям Адольф Бугро, 1899
Мимоза. Вильям Адольф Бугро, 1899
Рождение Венеры. Вильям Адольф Бугро, 1897
Рождение Венеры. Вильям Адольф Бугро, 1897

Цветущий луг Густава Климта

-17

Британский писатель и журналист Кенан Малик (Kenan Malik) опубликовал целую серию фотографий, вызывающих ассоциации с картинами великих художников — там у него снимки по мотивам Моне, Сезанна, Тёрнера, Ротко. И вот эти цветы, которые в сети часто представляют как картину Густава Климта, иногда ещё и название указывают — например, «Весенний луг». Иногда пишут, что это фрагмент картины Климта «Цветущий сад».

На самом же деле снимок «Дикий луг» сделан в 2012 году, в Олимпийском парке Лондона.

-18

Почти 10 тысяч репостов! Некоторые комментаторы указывают на ошибку, но другие подтверждают, что видели оригинал этой картины в музее.

А вот, собственно, и оригинал, который всех запутал:

Цветущий сад. Густав Климт, 1907
Цветущий сад. Густав Климт, 1907

Слишком золотой Климт

-20

И ещё один не-Климт.

Едва ли вы слышали имя современной французской художницы Анны-Марии Зильберман (Anne Marie Zilberman), но могли видеть её работу «Золотые слёзы», которую усердно приписывают кисти Климта и которая, разумеется, написана под влиянием его творчества. Здесь даже завитки волос повторяют фирменный узор Климта.

-21

И несколько подлинных работ Климта, чтобы разница в колорите, мазке и даже макияже героинь стала очевидной:

Поцелуй. Густав Климт, 1908
Поцелуй. Густав Климт, 1908
Три возраста женщины, фрагмент. Густав Климт, 1905
Три возраста женщины, фрагмент. Густав Климт, 1905

Коты Анри Матисса

-24

«Опять?!» — хватается за голову редактор Артхива, когда видит очередной пост с этой картинкой, подписанной именем Анри Матисса. «А вот сейчас обидно было», — бурчит наш SMM-щик, читая под подобными постами восторженные комментарии типа «Ах, это же мой любимый Матисс, моя любимая картина!» Любите Матисса, знаете Матисса и считаете, что он мог использовать такие цвета? Серьёзно?

Мы не смогли установить, кто автор этого «шедевра». Есть несколько версий такой картины, они немного различаются оттенками и деталями — возможно, всё началось с какой-нибудь раскраски по мотивам Матисса? Или с творческого задания в студии для начинающих художников?

-25

Что мы точно знаем — так это то, из каких трёх настоящих шедевров Матисса состряпан этот фейк. Вот все источники вдохновения:

Красные рыбки. Анри Матисс, 1912
Красные рыбки. Анри Матисс, 1912
Гармония в красном. Анри Матисс, 1908
Гармония в красном. Анри Матисс, 1908
Красный интерьер. Натюрморт на синем столе. Анри Матисс, 1947
Красный интерьер. Натюрморт на синем столе. Анри Матисс, 1947

В следующем примере, казалось бы, всё очевидно: коты на репродукцию подлинной картины Матисса прифотошоплены. Но нет. На некоторых сайтах приправленная фотографическими котами версия картины Матисса подписана очень серьёзно, с указанием музея, в котором хранится.

Фейк
Фейк
Интерьер с аквариумом и красной рыбкой. Анри Матисс, 1914. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду
Интерьер с аквариумом и красной рыбкой. Анри Матисс, 1914. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду

Желание добавить котов на работы Матиссу понятно: во-первых, художник сам котов обожал; во-вторых, на его картинах множество рыбок — коты сами туда просятся. Но сам Матисс не сводил вместе на своих полотнах кошек с рыбками.

Сталкивались с подобными несуществующими картинами великих художников? Если мы счастливо разминулись с какими-то фейками и не упомянули их в этом материале — напишите о них в комментариях.

Автор: Наталья Кандаурова, artchive.ru