Президент РФ Владимир Путин подписал новую Доктрину энергетической безопасности России, которая пришла на смену документу 2012 года. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 35 закона РФ «О таможенном тарифе»». Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Мурманской области.
Утверждена Доктрина энергетической безопасности России
Президент РФ Владимир Путин подписал новую Доктрину энергетической безопасности России, которая пришла на смену документу 2012 года.
В утвержденной редакции подробно отображены вызовы и угрозы в сфере энергобезопасности страны, цели, принципы, основные направления и задачи обеспечения энергобезопасности, а также ее организационные основы.
«Энергетика Российской Федерации, основой которой является топливно-энергетический комплекс, вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально-экономическое развитие страны. Топливно-энергетический комплекс РФ включает в себя нефтяную (нефтяная промышленность России), газовую, угольную (угольная промышленность) и торфяную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение, играет ключевую роль в формировании доходов бюджетной системы», — говорится в документе.
Доктриной определены внешнеэкономические вызовы энергетической безопасности. Ими являются:
- перемещение центра мирового экономического роста в Азиатско-Тихоокеанский регион;
- замедление роста мирового спроса на энергоресурсы и изменение его структуры, в том числе вследствие замещения нефти и нефтепродуктов другими видами энергоресурсов, развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- увеличение мировой ресурсной базы углеводородного сырья (нефть газ), усиление конкуренции экспортеров энергоресурсов, в том числе в связи с появлением новых экспортеров;
- изменение международного нормативно-правового регулирования в сфере энергетики и условий функционирования мировых энергетических рынков, усиление позиций потребителей;
- рост производства сжиженного природного газа и его доли на мировых энергетических рынках, формирование глобального рынка природного газа;
- увеличение доли возобновляемых источников энергии в мировом топливно-энергетическом балансе.
К внешнеэкономическим и внешнеполитическим угрозам отнесено:
- сокращение традиционных для РФ внешних энергетических рынков и трудности, связанные с выходом на новые энергетические рынки;
- использование иностранными государствами договорно-правовых, международно-правовых и финансовых механизмов в целях нанесения ущерба топливно-энергетическому комплексу РФ и ее экономике в целом;
- дискриминация российских организаций ТЭК на мировых энергетических рынках путем изменения международного нормативно-правового регулирования в сфере энергетики, в том числе под предлогом реализации климатической и экологической политики или диверсификации источников импорта энергоресурсов;
- незаконный отбор экспортируемых Россией энергоресурсов при их транспортировке по территориям иностранных государств.
«Внешнеэкономические и внешнеполитические угрозы энергетической безопасности частично реализуются путем введения рядом иностранных государств экономических мер, направленных на ограничение доступа российских организаций ТЭК к некоторым современным технологиям и оборудования, возможности привлечения долгосрочного финансирования, осуществления совместных проектов с иностранными партнерами, а также путем прекращения совместного функционирования энергетических систем этих государств с энергетическими системами России или изменения технологических и экономических условий такого совместного функционирования», — говорится в документе.
Согласно Доктрине, в целях своевременного реагирования на вызовы и угрозы энергетической безопасности создается система управления рисками в области энергетической безопасности. Порядок ее создания и функционирования, показатели состояния энергетической безопасности и критерии оценки определяются правительством РФ. Основные задачи системы управления рисками:
- мониторинг, оценка и прогнозирование, в том числе в долгосрочной перспективе, состояния энергетической безопасности;
- определение ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения угроз энергетической безопасности, снижения вероятности их реализации, а также для минимизации последствий их реализации;
- определение задач субъектов энергетической безопасности и планирование мер по ее обеспечению;
- контроль за реализацией мер по обеспечению энергетической безопасности и оценка их эффективности.
Продолжение на сайте «ЦДУ ТЭК»