Найти тему
ЦДУ ТЭК

ТЭК: Законы и нормативные документы (апрель 2019 года)

Президент РФ Владимир Путин подписал новую Доктрину энергетической безопасности России, которая пришла на смену документу 2012 года. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 35 закона РФ «О таможенном тарифе»». Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Мурманской области.

Утверждена Доктрина энергетической безопасности России

Президент РФ Владимир Путин подписал новую Доктрину энергетической безопасности России, которая пришла на смену документу 2012 года.

В утвержденной редакции подробно отображены вызовы и угрозы в сфере энергобезопасности страны, цели, принципы, основные направления и задачи обеспечения энергобезопасности, а также ее организационные основы.

«Энергетика Российской Федерации, основой которой является топливно-энергетический комплекс, вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально-экономическое развитие страны. Топливно-энергетический комплекс РФ включает в себя нефтяную (нефтяная промышленность России), газовую, угольную (угольная промышленность) и торфяную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение, играет ключевую роль в формировании доходов бюджетной системы», — говорится в документе.

Доктриной определены внешнеэкономические вызовы энергетической безопасности. Ими являются:

  • перемещение центра мирового экономического роста в Азиатско-Тихоокеанский регион;
  • замедление роста мирового спроса на энергоресурсы и изменение его структуры, в том числе вследствие замещения нефти и нефтепродуктов другими видами энергоресурсов, развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • увеличение мировой ресурсной базы углеводородного сырья (нефть газ), усиление конкуренции экспортеров энергоресурсов, в том числе в связи с появлением новых экспортеров;
  • изменение международного нормативно-правового регулирования в сфере энергетики и условий функционирования мировых энергетических рынков, усиление позиций потребителей;
  • рост производства сжиженного природного газа и его доли на мировых энергетических рынках, формирование глобального рынка природного газа;
  • увеличение доли возобновляемых источников энергии в мировом топливно-энергетическом балансе.

К внешнеэкономическим и внешнеполитическим угрозам отнесено:

  • сокращение традиционных для РФ внешних энергетических рынков и трудности, связанные с выходом на новые энергетические рынки;
  • использование иностранными государствами договорно-правовых, международно-правовых и финансовых механизмов в целях нанесения ущерба топливно-энергетическому комплексу РФ и ее экономике в целом;
  • дискриминация российских организаций ТЭК на мировых энергетических рынках путем изменения международного нормативно-правового регулирования в сфере энергетики, в том числе под предлогом реализации климатической и экологической политики или диверсификации источников импорта энергоресурсов;
  • незаконный отбор экспортируемых Россией энергоресурсов при их транспортировке по территориям иностранных государств.

«Внешнеэкономические и внешнеполитические угрозы энергетической безопасности частично реализуются путем введения рядом иностранных государств экономических мер, направленных на ограничение доступа российских организаций ТЭК к некоторым современным технологиям и оборудования, возможности привлечения долгосрочного финансирования, осуществления совместных проектов с иностранными партнерами, а также путем прекращения совместного функционирования энергетических систем этих государств с энергетическими системами России или изменения технологических и экономических условий такого совместного функционирования», — говорится в документе.

Согласно Доктрине, в целях своевременного реагирования на вызовы и угрозы энергетической безопасности создается система управления рисками в области энергетической безопасности. Порядок ее создания и функционирования, показатели состояния энергетической безопасности и критерии оценки определяются правительством РФ. Основные задачи системы управления рисками:

  • мониторинг, оценка и прогнозирование, в том числе в долгосрочной перспективе, состояния энергетической безопасности;
  • определение ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения угроз энергетической безопасности, снижения вероятности их реализации, а также для минимизации последствий их реализации;
  • определение задач субъектов энергетической безопасности и планирование мер по ее обеспечению;
  • контроль за реализацией мер по обеспечению энергетической безопасности и оценка их эффективности.

Продолжение на сайте «ЦДУ ТЭК»