Найти тему
Самарская Газета

«Это вам не фотобудка»: Владимир Михайлов — фотограф дореволюционной Самары. Часть 3

На интернет-сайтах, продающих старинные снимки, нередко видишь те, что были сделаны в нашем городе.

Живо откликаясь на новые технические веяния, до революции «русский Чикаго» поражал обилием не только кинозалов, но и фотографических салонов. Новым способом запечатлеть реальность увлекались все — и члены высшего общества, и чиновники, и купцы. И даже самарские художники. Одним из них был Владимир Александрович Михайлов. С фотопортретов на нас глядят его земляки и современники — каждый со своей судьбой и со своей историей. Судьба же самого мастера еще недостаточно изучена. Недавно краевед Людмила Серых нашла в московских архивах фото художника в юности, а также ряд документов, связанных с его семьей и учебой.

«Это вам не фотобудка»: Владимир Михайлов — фотограф дореволюционной Самары. Часть 2

Силами энтузиастов

Действительно, портретное сходство всех персонажей зарисовки Владимира Михайлова, посвященной развеске работ перед городской выставкой, удивительное. Чувствуешь себя причастным к волнующему моменту — художники на пороге встречи со зрителем. Что вернисаж принесет им? Славу или очередной разнос на страницах самарской прессы? Выставка 1912 года — плод многолетней борьбы Константина Головкина, его учителя Федора Бурова, самобытного автора Николая Осипова и Михайлова за создание в
провинциальном купеческом городе культурной среды. И это удалось энтузиастам. Благо, инициатора создания художественного отдела при самарском музее Константина Головкина поддерживал известный купец и коллекционер живописи Сергей Пермяков. Он стал в 1901 году первым директором Самарского
публичного музея. В этой должности Сергей Ефремович пробыл до 1914 года, когда был избран городским головой.

-2

Создание культурной среды

Во время недавнего посещения дома Курлиных, где собирались члены городского
фотографического общества, француз Миша Румянцев увидел прекрасный рисунок своего отца, родившегося в 1900 году в Самаре. Тот сделал его в возрасте 14 лет. Гость искренне удивился: откуда у столь молодого человека отличное знание пропорций и композиции? А все дело в той культурной
среде, в которой рос гимназист. Николай Румянцев воспитывался своим дедом, Николаем Цвиленевым, — членом правления фотографического общества, хорошим знакомцем и Михайлова, и Головкина. Первый преподавал рисунок не только в реальном, но и в училище Хардиной. Наконец, у себя в мастерской он организовал частную художественную школу. Многие самарские живописцы по примеру Бурова, давали частные уроки в городе всем желающим. Один из таких Михайлов изобразил на другом своем дружеском шарже. Так что пытливый исследователь может узнать многое о жизни дореволюционной Самары из рисунков нашего героя, которые он по обыкновению подписывал скрипичным ключом.

Головкин и Михайлов также старались познакомить самарцев с новым для них искусством. В 1900 году фотографическим обществом была устроена первая выставка собственных работ. Снимки представили 60 авторов. Выставка работала две недели в доме Никонова на Дворянской (ныне улица Куйбышева). В будущем, по выбору подходящего помещения, предполагалось открыть постоянную выставку.

24 апреля 1991 в здании Благородного собрания на улице Дворянской открылась первая выставка картин самарских художников. Организаторами и устроителями вернисажа выступили Константин Головкин и Николай Осипов. В экспозиции участвовали работы самарских художников: Михайлова, Лундта, Александрова, Ржанова и Ткаченко. Всего экспонировалось 73 произведения.

Поиски в архивах

Из того, что известно о Михайлове, следует: имя его достойно внесения в учебник по краеведению, над которым в настоящее время работает группа самарских педагогов и ученых. Правда, оказалось не все так
просто. Как обнаружила один из разработчиков учебника Людмила Серых, в самарских архивах нет юношеской фотографии нашего героя. Иногда на снимках в посвященных ему биографических статьях явно изображены разные люди. А за фото последовавшего за Михайловым учиться в Московском
училище живописи, ваяния и зодчества Петра Головкина выдается портрет его среднего брата, Александра. Увлеченная краеведением старший методист центра развития образования решила обратиться в альма-матер обоих самарских деятелей культуры. Она выяснила, что архив училища находится в фонде Российского государственного архива литературы и искусства. По запросу на сайте сотрудник РГАЛИ выслал ей электронной почтой перечень документов в личном деле студента.

— Выбрав по списку необходимое, я получила в электронном виде сканы из личного дела Михайлова, — рассказывает Серых.

— Все было осуществлено довольно оперативно и за разумную плату. Теперь необходима
помощь специалиста по установлению, одно ли и то же лицо запечатлено на разных фотографиях, где Михайлов предстает в разном возрасте.

-3

Загадки биографии

На полученном краеведом из фондов РГАЛИ фотопортрете — юноша добродушного вида в небогатой одежде. И тут возникает вопрос о его происхождении. Согласно утверждению некоторых биографов, Владимир — молодой человек из обеспеченной интеллигентной семьи, сын чиновника. Однако найденное Серых метрическое свидетельство №4541 из личного дела ученика художественного училища Михайлова содержит следующие сведения: «Объявитель сего, Казанской губ. Спасскаго уезда Трех Озерской волости, причисленный к волости из дворовых с.Трех Озер Александр Михайлов, при нем жена Екатерина Леонтьевна 33 лет дети: сыновья: Александр 10, Владимир 8. дочери: Екатерина 11, Александра 6 ½ и Надежда 5 лет, уволен в разные города и селения Российской империи для собственных надобностей, от 17 декабря 1882 г…»

То есть документ однозначно говорит, что будущий художник и фотограф рожден в крестьянской семье.

— В этой (фото) лаборатории (в доме Портнова на улице Москательной) собирается раз в неделю тесный кружок знакомых между собой членов, ведут приятные разговоры за стаканом чая и затем расходятся по домам.
— В Самаре, в помещении «Народного театра» состоялся организованный Самарским фотографическим обществом «проекционный вечер с диапозитивами». Через «волшебный фонарь» собравшимся были показаны фотографические снимки на стекле — «городов, замечательных местностей, интересных видов». В вечере принял участие редактор журнала «Фотографлюбитель» А.М. Лавров, совершавший экскурсию по р. Волге.
— Самарским фотографическим обществом открыты курсы по фотографии «для начинающих».Из сообщений «Самарской газеты» за 1899 год:

Окончание следует