Читайте предыдущие публикации про Моцарта и его любви.
Для Констанцы брак означал типичную для того времени картину - постоянную беременность: за восемь лет она родила шестерых детей, из которых четверо умерли младенцами. Они частенько жили в разлуке. Моцарт уезжал в концертные турне, Констанца месяцами лечилась на курортах.
Игривые письма Моцарта жене, в которых он называет ее «самой милой сердечной женушкой», свидетельствуют о том, что он ее нежно любил. Но хватало и сплетен о его близких отношениях с другими женщинами - музыкальными, утонченными и красивыми. Такими, как композитор Марианна Мартинес, пианистка Мария Терезия Паради, скрипачка Регина Стринасач, художница Анжелика Кауфман, венская примадонна и любовница Сальери Катарина Кавальери, прекрасная оперная певица Нэнси Сторас.
Неизвестно, были ли эти отношения только платоническими. Но, наверное, не случайно о Моцарте говорили, что его обучал отец, а вдохновляли женщины. И во всех операх Моцарта ощутимо присутствие эротики и чувственной любви.
ТОЛЬКО ЛУЧШЕЕ И САМОЕ КРАСИВОЕ
Один из самых устойчивых мифов о «бедном гении» повествовал, что творил он свою божественную музыку в душераздирающей нищете, под тяжким грузом долгов. Частично это было так: долги у Моцарта были, и значительные —но его жизнь никак нельзя было назвать бедной.
В Вене, славящейся своей дороговизной, он жил на гонорары, которые ему платили за оперы, сочинения, уроки игры на клавесине и выступления в домах знати. И это были астрономические для того времени суммы - до 10 000 гульденов. Но гений любил аристократическую роскошь, и деньги текли у него сквозь пальцы. Он снимал просторные и дорогие квартиры, приобрел собственную карету, лошадь, лучшую мебель, а также бильярдный стол, что тогда было роскошью. У Моцартов были кухарка, няньки, слуга и служанка.
Констанца, страдавшая какой-то болезнью сердца, часто жила на дорогих курортах. К тому же у Моцарта была явная слабость к одежде. В его гардеробе были халаты из китайского шелка и атласа, фраки, жилеты, вышитые шелком штаны, шелковые чулки, галстуки, жабо, 18 носовых платков, отделанных тончайшим брюссельским кружевом, парики.
На оркестровую репетицию своей оперы «Женитьба Фигаро» он явился в бархатном фраке карминно - красного цвета с позолоченным галуном. Коллега Клементи, впервые увидев Моцарта, принял его за императорского камер-лакея.
В 1782 году Моцарт с пылом истинной жертвы моды писал знакомой баронессе: «...из-за этого прекрасного красного фрака, который так ужасно дразнит мое сердце, я горячо умоляю сказать мне, где такой можно достать и сколько он стоит, и тогда я это забуду, потому что для меня важна только красота, а не цена. Поскольку мне нужен этот фрак, чтобы можно было пришить к нему пуговицы, которые я давно уже мысленно возлелеял; как-то, ища пуговицы для одного наряда, я их увидел на угольном рынке возле пуговичной фабрики Брандауа напротив Милана. Они из перламутра, с белыми камушками вдоль края и красивым желтым камнем посередине. Я хочу, чтобы мне принадлежало все хорошее, настоящее и красивое!».
Жена Моцарта тоже была модницей и заказывала наряды в Париже. Кстати, благодаря столь подробному описанию три года назад в Лондоне удалось идентифицировать ранее неизвестный портрет Моцарта «Мужчина в красном визитном костюме», который написал придворный художник Венского двора Иозеф Хикель.
Изображенное на нем лицо заметно отличается от известных нам портретов Моцарта. Но красную одежду украшают те самые пуговицы, которые вызвали его восхищение.
И все же он постоянно слал друзьям и знакомым письма с просьбой одолжить денег. У своего зажиточного друга, члена ложи вольных каменщиков торговца Михаэля Пухбергера, он в последние три года жизни взял в долг 1415 гульденов. Почему? Есть подозрение, что он увлекался азартными играми - на деньги играл в бильярд и модную карточную игру «фаро».
В то время игроки, вовремя не платившие долги, безжалостно изгонялись из высшего общества. А этого он не мог допустить.