Найти в Дзене

Как принимать верные стратегические решения

Оглавление

Стратегический выбор направления развития компании – всегда очень важный и ответственный этап. Такие решения имеют долгосрочные последствия. Они могут обеспечить светлое будущее или похоронить бизнес.

Суть стратегического выбора – выработка решения, которое будет, с одной стороны, уникальным и трудноповторимым (конкурентами). А с другой – устойчивым и адаптивным к внешним (среда) и внутренним (технологии) изменениям, предвидеть которые в полном объеме не представляется возможным.

Иначе говоря, задача состоит в выработке оригинального, творческого, но выполнимого на практике плана действий.

Для разработки и тестирования стратегических решений возможно использование методики поэтапного анализа. Разберем подробнее каждый этап.

Этап 1. Управляемое творчество

Создание конкурентного преимущества, (а стратегический выбор – это не что иное, как именно получение преимущества над конкурентами в среднесрочной или долгосрочной перспективе), неразрывно связано с креативностью и изобретательностью. Если в процессе выбора будут рассматриваться лишь варианты уже известных решений, скорее всего поставленная цель не будет достигнута. Качественно новые (инновационные) решения возможны только при выходе за пределы привычного взгляда на бизнес и вступлении в неизведанную область. Но такой шаг сделать непросто: редко кто решается выйти за пределы изученного и найти решение, которое никому пока не приходило в голову!

Грамотное и работающее инновационное решение складывается из:

способности преодоления барьеров, мешающих созданию новых смыслов;

анализа идей и отбраковки тех, которые не имеют подлинной ценности.

Модель прохождения этого этапа состоит из следующих шагов:

Бросить вызов текущему состоянию и выйти за пределы привычного, запустив процесс создания новых решений.

Провести мозговой штурм и составить максимально широкий перечень вариантов.

Исследовать все полученные идеи на предмет реальности воплощения и эффективности внедрения.

Включить интуицию (она есть у каждого предпринимателя) и исключить те решения, которые вам кажутся неприемлемыми.

Взвесить с точки зрения эффективности и ранжировать оставшиеся варианты.

На стадиях тестирования и оценки (шаги 4 и 5) необходимо сосредоточиться на проверке соответствия первоначальной задаче: решение должно быть одновременно и креативно, и реализуемо. Для достижения этого баланса необходимо чтобы творчество было управляемым.

-2

Этап 2. Сканирование и выбор возможностей

Прежде чем сконцентрироваться на итоговой выборке, необходимо определиться с областью поиска: где необходимо искать решения и как не упустить подходящие варианты, уже имеющиеся на рынке, но, возможно, использующиеся в абсолютно иных отраслях.

Кроме того, создав систему рассмотрения и оценки идей, необходимо определиться с балансом между активным и пассивным поиском. То есть, либо мы реагируем на идеи по мере их возникновения, либо мы целенаправленно задаем направления и области поиска.

Комбинация этих двух параметров (область исследования и способ поиска) будет определять методы работы по сканированию потенциальных возможностей.

Для перехода от сканирования к выбору в управляемом режиме, (то есть с получением гарантированно работающего решения), необходимо заранее определиться с набором критериев, которые будут использоваться для тестирования решений. В каждом случае это индивидуально, возможный набор может быть таким:

Ресурсы – обладаете ли вы всем необходимым для воплощения решения.

Желание – готовы ли вы добиться реализации, несмотря ни на какие препятствия.

Альтернатива – все ли возможные варианты альтернативного развития были рассмотрены.

Интуиция – насколько выбранное решение созвучно вашему внутреннему состоянию.

Результат – насколько полно вы представляете последствия реализации выбранного варианта.

Применение подобного набора критериев не гарантирует успешности вашего выбора, так как будущее все-таки непредсказуемо. Но такой (или подобный) подход к оценке позволит наилучшим образом рассмотреть все аспекты, связанные с вероятностью успеха сделанного выбора.

-3

Этап 3. Декомпозиция выбранного решения

Когда окончательный вариант действий определен, необходимо понять, каким образом он будет внедряться на практике. Чтобы не получилось как в поговорке «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги», необходимо опуститься на более низкий уровень менеджмента и смоделировать набор из нескольких способов (моделей) реализации решения.

В чем эти способы должны отличаться? При одинаковых стартовых (текущее положение) и финальных (будущее после реализации выбранного решения) позициях проекции анализа изменений будут разными. Это могут быть модели действий в области финансов, HR, бизнес-процессов и т. д. Различные подходы позволят увидеть и принять во внимания важные детали и взаимосвязи процесса, которые на первый взгляд не видны, но могут оказать влияние на успешное достижение результата.

Таким образом, будет построена многомерная модель решения, позволяющая учесть взаимное влияние разных составляющих бизнеса в процессе трансформации.

-4

Этап 4. Ресурсное обеспечение

Трансформационные изменения бизнеса – весьма затратный процесс. Он требует должного обеспечения всеми возможными ресурсами, среди которых:

  • финансы;
  • персонал;
  • производственные активы;
  • рыночные позиции.

Каждый из указанных ресурсов должен пройти оценку на достаточность с учетом планируемых решений (как правило, в сторону качественного изменения и количественного роста бизнеса).

В каждом ресурсе должны быть выявлены точки минимального резерва, которые и будут определять пределы возможных трансформаций. И если они не будут достаточны для реализации задуманных планов, то необходимо по каждому ресурсу разрабатывать и принимать отдельную программу модернизации.

Изложенная последовательность действий и механизм принятия решений, конечно, не могут претендовать на всеохватность и оригинальность. Но вполне могут быть полезны при планировании изменений в бизнесе в качестве одного из возможных сценариев разработки и тестирования вариантов стратегического выбора.