К «Бесприданнице» Островского кинематографисты обращались дважды. Первый немой фильм мало кто помнил, а вот вторая экранизация, снятая Яковом Протазановым в 1936 году, считалась хрестоматийной. Режиссёр «Жестокого романса» Эльдар Рязанов не собирался идти по проторенному пути: он хотел создать нечто более близкое зрителю, переложить театральное произведение XIX века на язык современной кинематографии. В своей книге «Неподведённые итоги» режиссер писал, что воспринял пьесу «…как грустный романс, как драматическую вещь, наполненную музыкой...» Музыка в фильмах Рязанова всегда играет большую роль. Сначала режиссёр намеревался использовать старинные мелодии, однако, поразмыслив, попросил композитора Андрея Петрова написать новые, но на старый лад. Так появились чарующие романсы на стихи Цветаевой, Ахмадулиной, Киплинга. Текст «Я словно бабочка к огню» Рязанов сочинил сам. В фильме музыку Петрова разбавляют настоящие цыганские песни, что очень характерно для описываемого времени. «Еще в