Глобальная автоматизация. Мойки, отели, кассиры. Наглые роботы-пылесосы нервируют домашних животных. Роботы повсюду. Вселились они и в автомобили. Мы их знаем под именами DSG, PowerShift и т.п. И фантасты беспокоились не зря: любые неисправности существенно портят кровь владельцу. Это ещё нам повезло, что они не проявляются в потере управления автомобилем, когда он самопроизвольно начинает разгоняться, не слушаясь водителя. Но это – суровая действительность.
В ЕвроАвто, имеющей большую сеть СТО, обращения с претензиями к работе роботизированной трансмиссии весьма часты. И мы умеем с ними бороться. Не буду обобщать, расскажу и покажу, как обычно, на конкретном примере: Skoda Octavia 2013 года, мотор 1.8 TSI, пробег 100 000 км.
Владелец этого автомобиля рассказал следующее:
— пока мотор и коробка не прогрета, всё работает идеально. Стоит стрелке температуры подняться, появляются удары при переключении на повышающие передачи, посторонние звуки. При остановке также чувствуются толчки, после полной остановки обороты подскакивают выше 1000 об\мин. «Чек» ни разу не зажигался.
Диагностика
Естественно, первым делом опрашиваем блок регистратора:
Имеются множественные замечания по работе пакета К2, зафиксирован и перегрев. Я уже писал ранее, что диагноз нельзя ставить только по зафиксированным ошибкам. Диагностика – это комплекс работ. Особенно с учётом высокой стоимости как запчастей, так и работ, ошибки или неверные трактования недопустимы. Стоимость ДСГ вообще лучше не озвучивать, а если игнорировать симптомы, то легко можно дело довести и до необходимости замены коробки. Так что и мы логи зафиксировали, удалили и отправились на тестовую поездку:
Она и подтвердила первоначальный диагноз: износ сцепления. Снять DSG-7 не так уж и сложно. А вот дальнейшая работа требует высокой квалификации. И весьма специального инструмента.
Механики ЕвроАвто проходили обучение под руководством представителя фирмы LUK, которая разработала и производит эти (и прочие) узлы для трансмиссий.
Так что владельцу Skoda и не пришлось отправляться к дилеру или в какие-либо специализированные сервисы. После тестовой поездки машина сразу поступила в работу:
Прошло не более полутора часов, и коробка DSG7 снята.
Замена "сухого" сцепления
В коробке DSG-7, устанавливаемой на автомобилях концерна VAG, два раздельных контура для жидкостей. В одном находятся шестерёнки и вилки, и залито там обычная трасмиссионка, а вот обитатель второй — мехатроник. И работает он на специальной жидкости. При замене сцепления важно сохранить их внутри ёмкостей, не допустить проливания. Поэтому первое действие – замена вентиляционных заглушек на пробки.
Теперь коробку можно поставить сцеплением вверх, и для фиксации в таком положении потребуется упор из набора инструментов:
Сняв пару фиксаторов, пакет сцеплений можно извлекать. И тут без спецсъёмника не обойтись:
Что ещё? А вот всё, что видите, то и заменяется:
Подшипники, вилки, даже пластиковый упор. И всё это есть в комплектах от LUK.
Извлекаем старое:
Ставим новое:
А вот дальше начинается если не волшебство, то, точно, весьма кропотливая и ответственная работа, требующая знаний, сосредоточенности и уверенности в движениях.
Двойное сцепление – весьма сложный узел, и, чтобы он работал корректно, при установке требуется точная настройка. Для этого в комплекте присутствуют наборы регулировочных шайб разной толщины:
Настройка состоит из нескольких этапов:
-установка кольца;
-проверка по шаблону;
-внесение коррекции. Для этого нужно читывать допуски, которые указаны на корпусе каждого пакета сцепления:
— подобрав шайбы для обоих подшипников, можно устанавливать пакет сцеплений:
— и снова – контроль, теперь уже с помощью высокоточного индикатора:
Если вдруг не удалось попасть в допуски (а речь идёт о сотых долях миллиметра), придётся всё разбирать и начинать заново. Если проигнорировать – сцепление не будет работать корректно, и переключения будут происходить с ударами, а то и вовсе машина не покинет ремзону.
У нас же всё как в аптеке, и через час коробка снова пошла на встречу с мотором:
Перед тем, как выезжать на дорогу, необходимо провести базовые установки, показать машине, что у неё новое сцепление. Но не факт, что с первого раза всё получится идеально. Как показывает практика, необходима рабочая температура, чтобы сцепление успело разогреться. В нашем случае это выглядит так:
— базовая установка на подъёмнике;
-тестовая поездка (наблюдались и тычки, и подброс оборотов);
— возврат в ремзону и повторная адаптация.
И всё заработало. Владелец уехал на своей Skoda Octavia и чуть позже сообщил, что испытывает давно забытые ощущения управления новым автомобилем:-) Не смотря на то, что за проведённую работу оставил чуть больше 14000 р:-)
P.S. Вы всё ещё сомневаетесь, что замена “сухого» сцепления на DSG-7 сложная процедура?
Тогда ждите, скоро опубликую подробнейший мануал с пошаговым описанием всех действий.
Яков Финогенов
Технический специалист ЕвроАвто.