1.КТО Я И ПОЧЕМУ – Я.
Здравствуйте, уважаемый читатель моей скромного канала. Понимаю, что долго вы не будете читать это предисловие – просто лень или некогда. Поэтому кратко о себе: я являюсь частным самозанятым мастером в сфере строительных услуг населению. На сегодняшний день я в этой сфере 20 лет. Мне 47 лет. За это время у меня накопилось очень много наблюдений, опыта, замечаний, пожеланий и т.п. по нам – исполнителям услуг, и по клиентам – потребителям наших услуг. Именно поэтому мне стало тесно все это держать в себе (форумы и соцсети не в счет) и я решил писать статьи на эти темы.
Для чего мне это все? Я вижу и читаю много плохого о нас – исполнителях услуг населению в России. Я по натуре – перфекционист, люблю и уважаю свою работу, себя и своего клиента. И мне больно слышать плохие отзывы о своих коллегах. Именно поэтому мне хочется поделиться своим частным мнением о поднятом выше вопросе (заголовок). Итак.
2.ЗАКАЗЧИК – НЕ ДОБЫЧА, А ВЫ – НЕ ШАКАЛ.
В наше время (а началось оно примерно с 90-х годов и пока еще до сегодняшнего времени) сохранилось отношение к клиенту, как к добыче (да простит меня читающий это потенциально чей то клиент). Да, именно как к ДОБЫЧЕ.
Основная часть частных мастеров или специалистов приходит в свою сферу деятельности случайно. «Куда идти работать – ну конечно же в отделку, пойдем делать квартиры, там такие зарплаты!» Или «пойдем на натяжные потолки» или. Список можно продолжить. Уважаемые! Каждая работа стоит столько не потому, что она просто так стоит, а потому что там работают (должны работать) профессионалы своего дела, знающие свое дело от и до. Данные специалисты учатся, учатся и еще раз учатся своему делу всю жизнь! Кроме того данные работы являются тяжелыми чисто физически (десятки раз в день слезть и залезть на стремянку, например). Кроме того, например, отделочные работы – это ответственность перед клиентом на десятки, сотни тысяч рублей, а иногда ответственность и перед его жизнью!
Именно по причине «высокой стоимости работ» видимо и возникло такое отношение к клиенту. А вот про ответственность после работ очень часто забывают.
Я сам иногда пользуюсь услугами каких то мастеров или фирм и вижу это по отношению к себе. Когда в тебе видят не клиента со своими проблемами и потребностями, а ОБЪЕКТ…с которого можно и нужно урвать быстро денег. И причем чем больше денег, тем лучше! Я сейчас говорю о нормальной ситуации, когда клиент – адекватный. Я знаю, что в ситуации с неадекватным клиентом все намного сложнее и индивидуальней. Но основная масса или большая часть клиентов – абсолютно нормальные и адекватные люди. Их не волнуют ваши проблемы (финансовые, налоговые, семейные и т.п.).
Я вообще считаю, что клиент не должен знать и видеть наших проблем – вы на объекте работаете, решаете свою финансовую проблему. А клиент решает свою. И то, что у вас три месяца до этого объекта не было работы и вы на нуле – это, простите, наши (ваши) проблемы! Вы выбрали свой путь работы частным мастером, вы знали, что часто (а особенно при начале этой деятельности) у вас не будет работы, поэтому оставим клиента в покое.
Если вы в этой сфере своей работы только из за денег, если у вас нет драйва от своей работы, если вы «уснули» в своем развитии, как специалиста, если вы не узнаете каждый день новое о технологиях в своей деятельности, новых материалах, методах и т.п., если вы не видите вообще вектор развития своей отрасли (деятельности) – вы скоро останетесь позади, либо будете работать за самые малые цены на рынке ваших услуг, либо вообще останетесь без работы. И это не потому, что «вы-такой плохой», а потому, что рынку без разницы. Он – безличен. Он не знает ваших проблем, что вы платите ипотеку или снимаете квартиру и т.п. Рынок – оставит только специалистов своего дела.
Я слышу сейчас окрики на себя – погляди вокруг, все куплено на рынке услуг. Они вон купили себе заказов и горя не знают! Отвечу - да, куплено многое, но не все! Вы работаете сейчас в своей деятельности? У вас есть работа? Вот и ответ вам – значит не все куплено, если есть у вас работа.
И хотя вы получаете не миллионы, но часто получаете гораздо большее. Например, дружбу с клиентом на многие годы, который вам потом приводит новых благодарных клиентов. И вообще человек должен получать и материальное, и моральное удовлетворение от своей работы (читайте психологов), а не только моральное, или только материальное удовлетворение.
Хочется напомнить нашим исполнителям услуг, что «клиент – не добыча, а вы – не шакал», который ловит эту добычу с целью заработать на нем! Ловите лучше своим профессионализмом, умением понять клиента и удовлетворить его потребность, ловите своим внутренним развитием (да, да), своим реальным, а не выдуманным опытом выполнения объектов, ловите горячо-привлекательным, а не холодно-отталкивающим ответом «да, я слушаю вас!» при звонке клиента и тп. Прекратите «кричать» со своих групп и сайтов о «супер скидках, супер мастерах, супер спецах, самых малых ценах и т.п.». Хватит уже этой пустой рекламы! Кричите (привлекайте) лучше своим реальным опытом, своим профессионализмом при замерах и непосредственно уже в ходе выполнения работ, кричите уважением к клиенту, даже если он неправ, говорите ему на его подсознании, что он важен вам, когда вы с теплом и пониманием говорите в телефон «да,я слушаю вас!» (холодный ответ с селедкой в руке убивает клиента!).
Уважаемые исполнители услуг! Напомню вам слова какого то американского психолога, которые мне очень нравятся: «При покупке сверла, человек покупает не сверло, а дырку в стене!». Также и с нами – клиент не вас покупает (таких, как вы и я – тысячи, зайдите лишь в интернет), он покупает ваши знания, ваш опыт, ваши умения, решение конкретной своей проблемы и свою безопасность, а также уют для себя и своей семьи.
Я давно понял, что клиент не видит ваших трудов на объекте, он не видит и не понимает наших с вами подвигов на конкретном объекте (вы ведь сами знаете и проходили через это, когда приходится изобретать умопомрачительные решения или находить выход после неожиданного решения дизайнера, либо переделывать работу «горе-мастеров» и т.п.), не видит пота и крови рабочего процесса. У клиента в голове уже стоит картинка будущего жилья (если вы делаете ремонт) или как будет красив потолок со светильниками (если вы натяжники потолков). Он видит картину того, что будет, а не процесс к этому.
Процесс к этому он замечает (ремонт, установка и т.п.), но не видит! Я давно это понял! У него в голове на этапе начала ремонтных работ уже расставлена мебель и он там мирно пьет вино или кофе. И это не его вина или отрицательная черта. Он заработал это желание тоже своим трудом! Он заработал денег и хочет себе простого счастья и все. А мы, как исполнители – должны удовлетворить его.
3. ЧТО В ИТОГЕ
Подытожу свою небольшую, но надеюсь живую статейку.
ВЫ (ИСПОЛНИТЕЛЬ УСЛУГ) – НЕ ШАКАЛ
КЛИЕНТ (ЗАКАЗЧИК ВАШИХ УСЛУГ) – НЕ ДОБЫЧА
КЛИЕНТ ПОКУПАЕТ ДЫРКУ В СТЕНЕ, А НЕ СВЕРЛО (ОН ПОКУПАЕТ УЮТ, А НЕ РЕМОНТ И ТП)
КЛИЕНТ НЕ ВИДИТ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА, А ТОЛЬКО ЗАМЕЧАЕТ ЕГО. ЭТО ЕГО ПРАВО
КРИЧИТЕ ЛУЧШЕ СВОИМ ПРОФЕССИОНАЛИЗМОМ И ОПЫТОМ, А НЕ НИЗКИМИ ЦЕНАМИ
ВАШ ДМИТРИЙ! МОЙ КАНАЛ 🔷 САМОЗАНЯТЫЙ МАСТЕР 🔷