Я думаю, все прекрасно понимают, что основа всего школьного образования — это взаимодействие 2-х его главных составляющих — учителя и ученика. Именно от того, как будут выстроены взаимоотношения между взрослым и ребёнком зависит как успех работы учителя, так успешность самого ученика в будущем. Поделюсь с вами мыслями по этому поводу.
Традиционные представления о взаимоотношениях, строившиеся веками, между учителем и учеником ясны и понятны — подчинение, послушание, уважение. Учитель — главный, носитель знания. Ученик — послушник, который должен это знание перенять.
Данная модель взаимоотношений до начала XXI века прекрасно работала. Но. Сейчас, в эпоху глобализации, информатизации, интернета — случилось «страшное» для нас, учителей. Мы потеряли «монополию» на передачу знаний (позаимствовал фразу у авторов youtube — канала Kuji Podcast, спасибо ребятам!). Сегодня информацию можно получить и без товарища педагога, его нудного голоса и жестких требований. «Ок, Google», «Алиса», «Siri» помогают ребятишкам познавать мир и не требуют делать домашнюю работу. От того, и авторитет учителя, и так втоптанный в грязь в нашей российской действительности, падает ещё ниже в глазах современных школьниках. «МарьИвана, зачем это учить, всё в интернете есть, если надо, я найду?» — такую фразу часто можно услышать на уроке от ребят.
Бывает ещё веселее, дотошный ученик залезет в телефон перепроверить учителя, и вдруг прочитает в «интернетах» что версию событий (ну по истории допустим), или иной какой-то факт, который учитель случайно забыл, или ещё по какой-то причине. Всё, отношение к учителю будет соответствующее. И неважно, что информация в интернете требует перепроверки, анализа и т.д. Неважно, нынче порталы, сайты, блогеры в авторитете у молодого поколения. И вовсе смешно, когда сам учитель, особенно молодой, лезет в телефон, чтобы найти информацию по уроку во время самого урока. Какой уж тут авторитет построишь.
С развитием интернета, сама личность учителя попадает под пристальное внимание, в том числе и самих учеников. Ленты информагентств были переполнены новостью про учительницу из Барнаула, которую весной этого года уволили из школы, за якобы «откровенные» фото в соц.сетях, а женщина просто выложила в закрытом купальнике фотографии с соревнований по зимнему плаванию. Это якобы аморально, безнравственно. Никто почему не жалуется на всякую пошлятину, которую выкладывает 15-летние дурёхи пародируя своих кумиров — таких же недалеких блогеров — инстасамок и т.д. Наверно, потому что у них закрытые аккаунты, или дополнительные, под заголовок «private».
Все вышесказанные факты усложняют взаимодействие современного ученика и учителя. В надежде приблизиться к нынешним школьникам, мы пытаемся историю рэпом зачитывать, использовать какие-то приложения, чтобы телефон ученика начал работать на благо учебного предмета. Пытаемся разбираться в современных трендах, начинаем использовать сленг молодёжный — всё, чтобы авторитет ученика завоевать, к себе расположить. И с одной стороны, решения верные. Учитель не может быть успешным и интересным, если не идёт в ногу со временем. Но и с другой стороны, учитель должен не только идти навстречу современным детям, но и мотивировать самих учеников идти навстречу к себе, к своему учебному предмету.
Роль личности самого педагога здесь колоссальна. Харизма, голос, поведение, слово — всё это влияет на восприятие ребёнка. Пусть либерально настроенные товарищи визжат, что доска, мел, учитель — это архаика, и нужно скорее инновационные технологии внедрять, педагога заменять монитором. Учитель остается проводником для ребят в мире знаний. Мы можем и не быть единственным источником информации, но мы помогаем детям разбираться в этой информации, анализировать, сравнивать. Мы передаём личный опыт, живой, подкрепленный годами работы.
Можно придумать новые слова: тьютор, куратор, наставник, коучер, смысл не меняется. Учитель и ученик — не друзья, и не враги. У нас разный функционал и отличающиеся по степени ответственности занимаемые должности. Но нас объединяет единая цель — образование. И это главное. До новых встреч!
Автор: Якушев Виктор, 26 лет. Учитель истории и обществознания. с.Никольское, Сысертский район, Свердловская область.
•Предыдущая статья• — Работа в школе — не мужских рук дело?
Если вы нашли что-то ценное в этой статье, поставьте "лайк" и подпишитесь на канал «Хакнем Школа»