Найти тему
Константин Бубон

О вреде одного стереотипа

Сейчас во многих аккаунтах, в стартовых постингах или в комментариях, на разные лады повторяется одна идея. Сегодня я её встретил в следующей формулировке: "Космонавты, в большинстве - молодцы из провинции, которые бьют "зажравшихся москвичей", которые с жиру бесятся.".

Мне кажется, это очень вредное заблуждение и ложный стереотип. такое объяснение не просто упрощает ситуацию, оно упрощает её "не в ту сторону".

Психология силовиков, от сержанта до верховного главнокомандующего давно уже требует серьёзного обсуждения, но это должно быть рациональное обсуждение, основанное на доводах, а не "пугалках".

Что нужно знать об этих людях (омоновцах): во-первых, они входят в очень замкнутую структуру (ключевое слово - замкнутую, закрытую). Я подчеркну: у каждого из нас есть ограниченный круг людей, мнение которых о нас имеет для нас значение. Не все люди волнуются по поводу того, что о них скажут далёкие, посторонние люди, большинство всё-таки считает приоритетным свой круг общения.

Так вот, у этих рядовых и сержантов почти все, кто имеет для них значение - это их сослуживцы (ну, или семья, но семья обычно живёт в другом городе). На площади условный сержант волнуется о том, чтобы хорошо выглядеть в глазах других сержантов и начальства. Кто в приоритете, сослуживцы или начальство, это зависит от личного характера сотрудника, но в любом случае мнение сослуживцев для него важно, а мнение собравшихся на площади не имеет значения (каждый благоразумно волнуется только о мнении "своего круга").

Региональный фактор может иметь значение, но именно в том смысле, что я описал (концепт "зажравшиеся" здесь глубоко вторичен, а в драке он вообще не имеет никакого веса и сразу вылетает из головы).

Во-вторых, конечно, имеет значение узко-направленная пропаганда, но она эффективна только из-за закрытости структуры.

В-третьих, корпоративные представления о долге, общественном благе (в совокупности с пунктами 1 и 2).

В целом это вопрос о том, что связывает граждан страны друг с другом. Напомню, что в Ингушетии был эпизод, когда местный ОМОН отказался участвовать в разгоне толпы. Я подозреваю, сыграло свою роль влияние семей (в расширенном смысле слова) и национальная солидарность. В современных российских городах вряд ли можно ждать того или другого.

Как сделать, чтобы мнение московского хипстера имело значение для сержанта ОМОНа родом из Кинешмы? Если очень в общем, то, гипотетически, пути два: а) силовой (в различных вариациях) и б) условно-"либеральный".

Силовой предполагает довольно широкий спектр мер - от вооружённости (толпа с обрезами и заточками вызывает большее почтение, чем просто толпа) до целенаправленной борьбы за "посадку" каждого идентифицированного сержанта в колонию для бывших сотрудников.

Условно-"либеральный" предполагает долгую, в течение многих лет, "прокачку" гражданской солидарности. Этим, впрочем, никто не станет заниматься