Реализм бывает разным. Весь вопрос — в степени его полноты.
Можно быть фигуративным и от всего сердца желать привнести в произведения чистейшую достоверность, работая над техникой, «шлифуя» способ передачи образов, мыслей до крайности. А можно быть частью этой реальности. Можно быть одним из тех, кому «посчастливилось» родиться в бедной семье XIX века, и до прихода революции, даже будучи именитым, зарекомендовавшим мастером, нуждаться в банальных вещах вроде приличного качества красок или холста.
Можно высокоумно рассуждать о судьбах народа в кругу светских господ и дам, воображать себе, что общение с натурщиками из числа дворовой челяди делает художника чуть ли не знатоком быта и нравов простонародья.
А можно с невероятным упорством, самому будучи Ваней Гороховым, сыном землепашца из деревеньки Бели, суметь донести зрителю то, чем жило и дышало 95% населения огромной империи, в чём его большие горести и маленькие радости; как миллионы бесправных и безвестных смотрели на действительность, на мир, на себя.
Контекст беспощаден. Вот пред Вашим «судом» предстаёт холст какого-нибудь разночинца позапрошлого века, решившего "окунуться" в непростую тему бытовых зарисовок. И это точка зрения талантливого живописца на заданную тему, не более того. А вот когда Вы встречаетесь взглядом с мудрыми, но бесконечно усталыми глазами пожилого крестьянина, опершего голову на широкую натруженную ладонь и флегматично взирающего куда-то словно бы сквозь людей, в душе возникает живой отклик.
Ивану Лаврентьевичу Горохову в чём-то повезло, его картины и скупались прямо в ходе выставок и приносили его многочисленному семейству какой-никакой достаток... Всё же есть что-то совершенно постыдное в том, что после пожара в стареньком доме Гороховых, служившим и мастерской для не сумевшего оплачивать проживание в столице мастера, последний, награжденный медалями за свой вклад в развитие отечественной живописной школы, вынужден был снимать угол при Можайском реальном училище и ютиться там вместе с уцелевшим скарбом и домочадцами.
Лично для нас картины Горохова — тест на органичность сосуществования со своей совестью. Они пронзительны, невыносимо реалистичны и правдивы. В них, словно в беспристрастном зеркале, отразилась великая и грозная эпоха "России, которую мы потеряли".
Это наши предки глядят на нас то весело, то сердито, а то и обречённо, словно спрашивая:" Ну и как Вам, дорогие наследники, наше житьё- бытьё? Как Вам наши тёмные избы на фоне утопающих в зелени барских беседок? Как Вам обряженные в драный армяк шестилетки, в лютую стужу бредущие по колено в снегу за своей подневольной крестьянской надобностью?
А что Вы нам скажете о розовощёких востроглазых малышах, с радостным вниманием изучающих окружающий мир лишь для того, чтобы под гнётом тяжкого, непосильного труда этот взор через каких-то десяток лет угас. Стал точь-в-точь как у того завсегдатая питейного заведения на окраине Москвы, что изображен на соседнем полотне?"
Горохов был там. По ту сторону этих рам. Он — часть этих сюжетов, а всё им написанное — прожитая и прочувствованная на себе проза существования, обличённая в графическую форму. Его картины великолепны ровно настолько же, насколько далеки от будничной пасторали заигравшихся в народоволие современников. Они — словно вызов, брошенный нам через года и времена. Это красота без украшательства: такое может и радовать, и ранить одинаково сильно. "У"
Немецкие оккупанты во времена войны уничтожили большинство холстов Горохова. Сознательно, целенаправленно и методично. И дело не в том, что после революции он стал писать портреты партийных вождей или жанровые полотна, "созвучные" социалистическим идеалам. Вовсе нет. В первую очередь враги принялись за его ранние произведения. Ведь в них было больше настоящей "русскости", правдоискания и укрытого в самой сути композиций славянского символизма, чем в любой агитработе поздних творческих лет. Увы, нацисты понимали это слишком ясно, чтобы позволить работам маэстро уцелеть.
А ещё в них живёт любовь. К жизни, истине, к людям, к волшебству искусства, которому он беззаветно служил. Интенсивность воздействия на культурный код любого русского человека, любующегося его творениями, вполне соизмеримы. В его полотнах гимн родному краю, выраженный при помощи кисти и красок.
🎯 Если вам понравилась статья, поставьте "палец вверх" и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Приглашаем посетить наш сайт! Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!
Предлагаем для обсуждения статьи, нажмите и читайте:
Художник Анна Германовна Виноградова: звезда русского реализма
Художник Михаил Александрович Зичи: русские акварели
Художник Диего Веласкес: подлинное искусство