Найти в Дзене
Призрачная редакция

Музыка и литература — точки соприкосновения

Связь между музыкой и литературой очень крепка. Иногда она очевидна, а иногда — не очень. Давайте попробуем рассмотреть различные ситуации их сосуществования. Поэзия Здесь всё очевидно. Великие композиторы часто обращались к стихам великих поэтов. Перечислять известные имена можно очень долго, поэтому в качестве яркого примера мы выберем Франца Шуберта. Его инструментальная музыка великолепна! Но наибольшую известность он завоевал своими песнями, написанные на стихи Генриха Гейне, Вильгельма Мюллера, Фридриха Шиллера. А первый успех Шуберту принесла переложенная на музыку баллада Гёте «Лесной царь». Соавторство с Вильгельмом Мюллером — отличный пример взаимовыгодного сотрудничества, ведь поэт стал известен как автор слов к вокальным циклам «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха». Что касается подобного рода сосуществования современной литературы и музыки, то стоит упомянуть Кадзуо Исигуро — лауреата Нобелевской премии 2017 года, написавшего тексты для нескольких песен джазовой певицы
Оглавление

Связь между музыкой и литературой очень крепка. Иногда она очевидна, а иногда — не очень. Давайте попробуем рассмотреть различные ситуации их сосуществования.

Поэзия

Здесь всё очевидно. Великие композиторы часто обращались к стихам великих поэтов. Перечислять известные имена можно очень долго, поэтому в качестве яркого примера мы выберем Франца Шуберта.

Его инструментальная музыка великолепна! Но наибольшую известность он завоевал своими песнями, написанные на стихи Генриха Гейне, Вильгельма Мюллера, Фридриха Шиллера. А первый успех Шуберту принесла переложенная на музыку баллада Гёте «Лесной царь».

-2

Соавторство с Вильгельмом Мюллером — отличный пример взаимовыгодного сотрудничества, ведь поэт стал известен как автор слов к вокальным циклам «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха».

Что касается подобного рода сосуществования современной литературы и музыки, то стоит упомянуть Кадзуо Исигуро — лауреата Нобелевской премии 2017 года, написавшего тексты для нескольких песен джазовой певицы Стейси Кент.

Внутренности

В творчестве многих писателей музыка играла важную роль, а музыканты становились главными действующими лицами.

Например, роман Томаса Манна «Доктор Фаустус» посвящён жизни вымышленного композитора Адриана Леверкюна, одним из прототипов которого послужил Арнольд Шёнберг. В своём произведении Томас Манн не просто рассказывает историю музыканта, но и демонстрирует глубочайшие музыкальные познания, способные доставить несравненное удовольствие тем, кто в теме.

Лион Фейхтвангер в романе «Изгнание» также определил на главную роль композитора — Зеппа Траутвайна. Здесь музыка тоже не является только профессией героя, но становится глобальной метафорой, на которой и строится всё произведения.

-3

Обращаясь к современности, вспомним о Харуки Мураками. У всех его книг есть саундтрек, ведь сам писатель является страстным любителем музыки и коллекционером пластинок, а в прошлом он и вовсе был владельцем джаз-клуба. В качестве музыкального сопровождения для своего последнего романа Мураками выбрал классику.

Читайте также:
Харуки Мураками — «саундтрек» к роману «Убийство Командора»

Писатели на чужом поле

Многие литераторы пробовали себя в качестве музыкантов. Композицией занимались, например, Эрнст Теодор Амадей Гофман (имя «Амадей» появилось, кстати, как респект Моцарту), Жан-Жак Руссо, Энтони Берджесс, Александр Сергеевич Грибоедов и Фридрих Ницше.

Джеймс Джойс был счастливым обладателем прекрасного тенора, а Габриэль Гарсиа Маркес в юности даже принимал участие в вокальных конкурсах.

Подводя итог, хочется сказать, что все виды искусства дополняют друг друга, и для того, чтобы быть настоящим ценителем одного, нужно как следует разбираться в других.

Саундтрек к статье — фортепианная пьеса Фридриха Ницше «Heldenklage» (видео с YouTube канала пианиста Alex Alguacil):

Если материал был вам интересен, то не забудьте нажать ПАЛЕЦ ВВЕРХ и подписаться на НАШ КАНАЛ — эти вы поспособствуете его развитию!

Успехов!