Легендарному фильму ужасов про жуткую акулу «Челюсти» исполнилось уже 44 года, уже и юбилей не за горами. Вернёмся во времена годовалой давности и вспомним соратника «Челюстей» – фильм «Мег» с Джейсоном Стэтхемом в главной роли.
«Гаражный» Стетхем
Такой вот эпитет, не мной придуманный, хорошо соотносится с персонажем Джейсона Стетхема. Этот эпитет характеризовал персонажа, как более неидеального, негламурного, настоящего. Здесь Стетхем выступает не в той ипостаси, когда чайной ложкой запросто уложит нескольких в баре. Худощавый, со следами небритости, волевой и несколько затюканный жизнью. Вот таков он здесь. Примечательно, что кино начинается с эпизода, где действия главного героя можно расценить неоднозначно. Он сознательно жертвует жизнью части экипажа, обречённого, по его мнению, на смерть во время погружения, во имя спасения остальной части экипажа. Такое начало. Что ж, вполне логично, что киноиндустрия учитывает какие-то ошибки и показывает даже крутых героев более уязвимыми и обычными, чтобы вызвать у зрителя больше волнения и сопереживания происходящему на экране. И пусть приёмы, с помощью которых «приземляют» персонажа вполне обычны (герой постоянно под градусом, есть непонимание его позиции со стороны), нам всё равно симпатичен такой вот неидеальный крутыш, которого могут надломить жизненные обстоятельства, ведь все мы люди.
О мегаакуле замолвите слово…
Как Стетхемом ни крути, всё же главный объект, который интересует зрителя в таком кино, это именно акула – Мег. Непонятно, чем вызвано стремление создателей укоротить имя водного чудовища – может быть, виной всему то самое стремление в экономичности, если речь идёт о языке. Смотрится это небрежно, почти по-панибратски: Мег. Вот я Александр, к примеру, а знакомым просто Саня. А он мегалодон – учёным просто Мег. Впрочем, назвали и назвали. Долго на этом не стоит заострять внимание. Вины переводчиков здесь минимум, поскольку в оригинале фильм называется «The Meg», а в российском прокате приправили отсебятинкой: «монстр глубины». Закроем на это глаза. Не впервой. А что же с внешностью? На это глаза не закроешь. Неплохо. Правда создатели пошли по несколько упрощённому пути – решили взять размерами водного гиганта, и сосредоточились именно на этом. Собственно, и название на это намекает. Это производит эффект, однако чего-то в Мегалодоне не хватает. Он гигантский, яростно клацает безразмерными челюстями, ломает сверхпрочные конструкции и отправляет на тот свет судна. И всё равно ему чего-то не хватает. Знаете чего? Помните «Челюсти» образца 1975 года? Припомните взгляд той белой акулы – пустой, тупой и беспощадный. Именно он морозил кровь в жилах. В «Меге» тоже есть взгляд акулы, причём крупным планом. Он хищный, жестокий, но не такой бездонный и устрашающий.
Вставные «Челюсти»?
Изучая мнения других людей по поводу кинокартины «Мег», можно наткнуться на массу нелестных отзывов. Ругают, в основном, за вторичность. Но стоит быть немного терпимее. Переплюнуть эффект фильма «Челюсти» 1975 года практически нереально. По многим причинам. Слишком много всего снимается, и разных жанров. Ведь создатели вполне вдохновлено проделали свою работу и получили на выходе неплохой результат. Поволноваться за почти два часа фильма, скорее всего, придётся. Некоторые сцены покажутся знакомыми тем, кто знаком с фильмом «Челюсти», правда проигрывают по напряжённости и неожиданности.
Есть огрехи у служителей кинематографа, но есть огрехи и у нас, зрителей. Легко ли нас удивить? И да, и нет одновременно. Порой важно стряхнуть шелуху, навязываемые стереотипы и стать подростком, с разинутым ртом глядящим на происходящее. Быть собой очень важно, иначе будет решать имидж, а не жажда – жажда видеть и познавать новое. Так что с «Мегом» сто́ит познакомиться хотя бы ради интереса, увидеть, как сейчас снимают про мегаакул. А кроме того, это может стать прекрасным поводом вновь вернуться к истокам и пересмотреть в очередной раз «Челюсти», который без преувеличений можно назвать фильмом ужасов.
P.S. Если кто-то заволновался, что Стетхем конкретно сдал и только и делает, что тянет пиво и впадает в депрессию – не волнуйтесь, сражаться он не разучился. Доказывая это, Джейсон даёт жару, вступая с Мегалодоном в ближний бой. Ну, сорвался, психанул человек – с кем не бывает.
P.P.S. Впадать в пессимизм по поводу несовершенства монстров современного кинематографа тоже преждевременно. Ведь перед нами есть хороший пример буквально двухлетней давности – фильм «В сердце моря». Уж там-то с крупной рыбой никаких проблем.