Гимнастика является профилактическим методом, а при необходимости и способом устранения нежелательных состояний при развитии малыша, таких как гипертонуса, гипотонус. Повышению эффективности занятий будут способствовать: теплые ванны, плавание; общение; вкладывание игрушек в ладони с удобными ручками для захвата; рефлекторные активные движения; массаж; применение вибраций с пассивными упражнениями. Все движения должны проводиться медленно, без усилий, нежно. При массировании спинки 3-месячного малыша следует избегать позвоночной области. Поглаживание груди, животика не должно сильно воздействовать на области печени, сердца. Натощак, после приема пищи, сна лучше не заниматься гимнастикой, поскольку ребенок будет вялым, а эффект от упражнений снизится. Хорошо заниматься зарядкой в проветриваемой комнате. Можно перенести занятия на улицу. Свежий воздух также благоприятно воздействует на развитие. Летом желательно гимнастику выполнять утром или вечером, чтобы не было перегрева ребенка. Упражнения следует чередовать, что позволит избежать односторонней нагрузки на отдельные группы мышц и улучшит развитие малыша. Перед занятиями тело ребенка нужно «разогреть» легким массажем. Если малыш начинает капризничать, то гимнастику лучше прекратить. Если имеются серьезные заболевания, противопоказания для гимнастики, то можно ограничиться легкими простыми поглаживаниями. Все упражнения проводятся по 3-5 раз. По продолжительности гимнастика не должна занимать больше 10 минут. Комплекс упражнений гимнастики включает: поглаживание рук; скрещивание рук на груди, отведение в стороны; растирание, разминание, поглаживание ног; разминание, растирание, поглаживание спины; поглаживание живота; рефлекторные разгибания, сгибания стоп; растирание стоп; повороты на живот со спины, поддерживая за руку. Прмеры отдельных упражнений К выше перечисленным упражнениям можно добавить указанные ниже варианты: Упражнение «бабочка». Большими пальцами рук с внутренних сторон придерживают ноги ребенка, согнутые в коленях. Остальные пальцы находятся с внешней стороны детской ножки, помогают развести в стороны оба колена одновременно. Упражнение «скользящие шаги». Ребенка укладывают на спину. Руками берут его ноги в нижней области голени. Одну ногу мягко выпрямляют, как бы скользя стопой по поверхности. После движение повторяют со второй ногой. Повороты с живота на спину. Ребенку в ладонь вкладывают палец взрослого, чтобы использовать хватательный рефлекс. Остальными пальцами крепко обхватывают кисть малыша. Второй рукой захватывают две ноги в районе голени. Повороты на бок начинают с движения ног. После слегка потягивают ребенка за руку, чтобы тот оказался на спине. Упражнение благоприятно сказывается на развитии малыша. Упражнение «пловец». Ребенка кладут на живот. Ладонь подводят под его живот и грудь. Ноги удерживают второй рукой. Ребенка поднимают над поверхностью таким способом, чтобы он лежал на ладони с приподнятой головой, а ноги должны оказаться чуть выше головы. Упражнение проводят один раз в день, что отвечает нормальному физическому развитию. Неполное присаживание. Ребенку дают большие пальцы рук. Остальными пальцами захватывают его кисти. Потягивают малыша на себя, но не доводят до полного сидячего положения, чтобы не навредить физическому развитию. Покачивание на мяче. Ребенка кладут животом на мяч. Ноги разводят в стороны, немного покачивают мяч. Внимательно следят, чтобы ладони или стопы могли опираться на поверхность стола или пола. Ребенка стоит побуждать к самостоятельному отталкиванию. Дабы ладони ребенка раскрылись лучше, ими хлопайте о поверхность мяча. После малыша переворачивают на спину, кладут снова на мяч, поддерживают за грудь и покачивают мяч в разных направлениях. Польза гимнастики заключается в следующем: развитие координации движений, мышечного физического тонуса; стимулирование сенсорного восприятия, слуха, речевых способностей, если взрослый во время упражнений озвучивает свои действия; познание ребенком своего тела; развитие рефлексов ходьбы, ползания; расслабляющий, успокаивающий эффект.