Ричард Принс (Richard Prince) один из самых известных, скандальных американских художников. Его обвиняют в воровстве и на него подают в суд за нарушение авторских прав. Принс перенимает и живописную технику — у Эда Рушэй, у Кунинга и т.д. Критики давно считают это полноценным методом «апроприации», присвоения существующих образов, в которые художник привносит новый смысл.
Принс родился в 1949 году в зоне Панамского канала, детство провел в Бостоне. В одном из интервью он рассказывает, что его отец служил во Вьетнаме и был шпионом некого управления стратегических служб.
Принс приехал в Нью-Йорк в 1973 году и устроился на работу переплетчиком в Time&Life Building. В 1975 году он начал показывать свои первые работы маленькие картины, фотографии, графику. Художественная карьера началась в 1977 году в некоммерческой галерее Artists Space. Он показал фотографии журнальных реклам и объяснил свою позицию тем, что его увлекает «реальность, которая имеет шансы выглядеть реальной, но не имеет никаких шансов быть реальной».
Славу Принсу принесла манипуляция с известней фотографией обнаженной 10-летней будущей актрисы Брук Шилдс. В основе работы — снимок, который сделал модный фотограф Гарри Гросс в 1976 году, право на съемку дала мать девочки. Брук Шилдс впоследствии попробовала изъять эту фотографию из обращения, но суд отказал актрисе. Ричард Принс в 1983 г. переснял фото, сделанное Гроссом, и дал название снимку, в свою очередь позаимствованное у знаменитой фотографии Альфреда Стиглица — «Духовная Америка» (Spiritual America).
Принс механическим образом сделал смысловой монтаж — результатом стала социальная провокация: акт «пересъёмки» фотографии сразу же высветил ряд этических проблем: начиная от протеворечивого содержания до режима демонстрации фотографии и её статуса как искусства. Принс оказался в нужном месте и нужное время. Америка испытывала явную тоску по социальной критике в то время, как поп-арт исчерпал свой критический потенциал.
Нэнси Спектор в каталоге к выставке в Гуггенхайма объясняет, что художник создал «портрет отчаянья». Нэнси увидела то, что хотела увидеть. Комментируя фотографию Гарри Гросса, Принс поясняет неоднозначность самого портрета, на фото он видит «тело с двумя полами и даже может быть больше, и голову, по которой невозможно определить возраст».
Нью-Йоркский критик Джон Хабер в эссе «Ирония иронии» замечает: «Принс работает коллекционером и потрошителем, переписчиком и исповедником, сатириком и истинно верующим в свое открытие Америки. Одержимый и самовлюбленный, он заманивает поклонников в ловушку иронии и желания».
Другие критики в фигуре Ричарда Принса видели антрополога, который копается в американской массовой культуре, рекламе, порнографии, анекдотах, глянце и прочем мусоре эпохи. О творчестве Ричарда Принса говорят как о «бизнесе» и замечают, что у него «плохая живопись» и что попытка справится с «американской мечтой» потерпела фиаско.
Ковбои Мальборо, медсестры, списанные с обложек женских романов, найденные фотографии «байкерских девчонок», перерисованные порнографические карикатуры, еврейские анекдоты и т.п. — вот круг тем Ричарда Принса, очерченный пунктиром. Принс все эти объекты переместил в пространство галерей и музеев, в том числе и в Музей Гуггенхайма.
В этом есть логика. Ковбой Мальборо, герой мифа, и его место — в музее. Ричард Принс осуществил этот транш c тем мастерством, которым обладал. «Я начал фотографировать ковбоев. Сегодня, когда вы едете на шоссе, вы не увидите их на рекламных щитах», — говорит с легкой ностальгией Принс.
На одной из последних выставок Ричард Принс выставил фотографии — картины, сделанные по материалам инстаграм. Он часами выбирал эффектные изображения звезд и обыкновенных людей, копировал их, переносил на холст, «улучшал» акриловыми красками. Результат — 80 работ.
Одна из героинь подала в суд и проиграла, затем она выставила собственное фото на аукционе по цене в разы меньше, чем стоила работа Принса, и эту фотографию никто не купил. Так это работает.
Ричард Принс действительно коллекционер, собиратель и библиофил. На его сайте выложены снимки с книжными полками. Тщательно собраны дешевые журналы, зачитанные детективы. Карикатуры. Все тщательно разложено по полочкам и атрибутировано.
Что будет если из искусства убрать деньги? Что случится с корпусом работ Ричарда Принса если изъять из обсуждения тему кражи, финансов и социальной критики. Гипотетически — ничего. Персонаж, вырезающий понравившуюся рекламу и неприличные картинки, графоман, сексист, скандалист — типаж нередкий в кругу библиофилов.
Сейчас Ричард Принс живет неподалеку от Нью-Йорка, в старом доме, отношения с влиятельным арт дилером Ларри Гагосяном разорваны. Ричард Принс делает фотографии вокруг дома. Фотографии прямолинейны и бесхитростны. Следы вихляющих шин на черном асфальте автострады, баскетбольное кольцо на заросшем травой поле. Ветхий дом. Брошенный автомобиль. Трогательные снимки рефлектирующего пожилого героя американской арт-сцены конца прошлого века.
Текст: Михаил Борисов
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.