Найти в Дзене
ПРОЕКЦИЯ

Что будет если из искусства убрать деньги?

Ричард Принс (Richard Prince) один из самых известных, скандальных американских художников. Его обвиняют в воровстве и на него подают в суд за нарушение авторских прав. Принс перенимает и живописную технику — у Эда Рушэй, у Кунинга и т.д. Критики давно считают это полноценным методом «апроприации», присвоения существующих образов, в которые художник привносит новый смысл. Принс родился в 1949 году в зоне Панамского канала, детство провел в Бостоне. В одном из интервью он рассказывает, что его отец служил во Вьетнаме и был шпионом некого управления стратегических служб. Принс приехал в Нью-Йорк в 1973 году и устроился на работу переплетчиком в Time&Life Building. В 1975 году он начал показывать свои первые работы маленькие картины, фотографии, графику. Художественная карьера началась в 1977 году в некоммерческой галерее Artists Space. Он показал фотографии журнальных реклам и объяснил свою позицию тем, что его увлекает «реальность, которая имеет шансы выглядеть реальной, но не имеет ни

Ричард Принс (Richard Prince) один из самых известных, скандальных американских художников. Его обвиняют в воровстве и на него подают в суд за нарушение авторских прав. Принс перенимает и живописную технику — у Эда Рушэй, у Кунинга и т.д. Критики давно считают это полноценным методом «апроприации», присвоения существующих образов, в которые художник привносит новый смысл.

Слева - Richard Prince, Graduation, 2008
Слева - Richard Prince, Graduation, 2008

Принс родился в 1949 году в зоне Панамского канала, детство провел в Бостоне. В одном из интервью он рассказывает, что его отец служил во Вьетнаме и был шпионом некого управления стратегических служб.

Принс приехал в Нью-Йорк в 1973 году и устроился на работу переплетчиком в Time&Life Building. В 1975 году он начал показывать свои первые работы маленькие картины, фотографии, графику. Художественная карьера началась в 1977 году в некоммерческой галерее Artists Space. Он показал фотографии журнальных реклам и объяснил свою позицию тем, что его увлекает «реальность, которая имеет шансы выглядеть реальной, но не имеет никаких шансов быть реальной».

Фрагмент работы Spiritual America, 1983
Фрагмент работы Spiritual America, 1983

Славу Принсу принесла манипуляция с известней фотографией обнаженной 10-летней будущей актрисы Брук Шилдс. В основе работы — снимок, который сделал модный фотограф Гарри Гросс в 1976 году, право на съемку дала мать девочки. Брук Шилдс впоследствии попробовала изъять эту фотографию из обращения, но суд отказал актрисе. Ричард Принс в 1983 г. переснял фото, сделанное Гроссом, и дал название снимку, в свою очередь позаимствованное у знаменитой фотографии Альфреда Стиглица — «Духовная Америка» (Spiritual America).

Принс механическим образом сделал смысловой монтаж — результатом стала социальная провокация: акт «пересъёмки» фотографии сразу же высветил ряд этических проблем: начиная от протеворечивого содержания до режима демонстрации фотографии и её статуса как искусства. Принс оказался в нужном месте и нужное время. Америка испытывала явную тоску по социальной критике в то время, как поп-арт исчерпал свой критический потенциал.

-3

Нэнси Спектор в каталоге к выставке в Гуггенхайма объясняет, что художник создал «портрет отчаянья». Нэнси увидела то, что хотела увидеть. Комментируя фотографию Гарри Гросса, Принс поясняет неоднозначность самого портрета, на фото он видит «тело с двумя полами и даже может быть больше, и голову, по которой невозможно определить возраст».

Нью-Йоркский критик Джон Хабер в эссе «Ирония иронии» замечает: «Принс работает коллекционером и потрошителем, переписчиком и исповедником, сатириком и истинно верующим в свое открытие Америки. Одержимый и самовлюбленный, он заманивает поклонников в ловушку иронии и желания».

Другие критики в фигуре Ричарда Принса видели антрополога, который копается в американской массовой культуре, рекламе, порнографии, анекдотах, глянце и прочем мусоре эпохи. О творчестве Ричарда Принса говорят как о «бизнесе» и замечают, что у него «плохая живопись» и что попытка справится с «американской мечтой» потерпела фиаско.

Ковбои Мальборо, медсестры, списанные с обложек женских романов, найденные фотографии «байкерских девчонок», перерисованные порнографические карикатуры, еврейские анекдоты и т.п. — вот круг тем Ричарда Принса, очерченный пунктиром. Принс все эти объекты переместил в пространство галерей и музеев, в том числе и в Музей Гуггенхайма.

Из серии Girlfriends, 1992
Из серии Girlfriends, 1992

В этом есть логика. Ковбой Мальборо, герой мифа, и его место — в музее. Ричард Принс осуществил этот транш c тем мастерством, которым обладал. «Я начал фотографировать ковбоев. Сегодня, когда вы едете на шоссе, вы не увидите их на рекламных щитах», — говорит с легкой ностальгией Принс.

На одной из последних выставок Ричард Принс выставил фотографии — картины, сделанные по материалам инстаграм. Он часами выбирал эффектные изображения звезд и обыкновенных людей, копировал их, переносил на холст, «улучшал» акриловыми красками. Результат — 80 работ.

Фото: Robert McKeever, hyperallergic.com
Фото: Robert McKeever, hyperallergic.com

Одна из героинь подала в суд и проиграла, затем она выставила собственное фото на аукционе по цене в разы меньше, чем стоила работа Принса, и эту фотографию никто не купил. Так это работает.

Ричард Принс действительно коллекционер, собиратель и библиофил. На его сайте выложены снимки с книжными полками. Тщательно собраны дешевые журналы, зачитанные детективы. Карикатуры. Все тщательно разложено по полочкам и атрибутировано.

Фото: collectordaily.com
Фото: collectordaily.com

Что будет если из искусства убрать деньги? Что случится с корпусом работ Ричарда Принса если изъять из обсуждения тему кражи, финансов и социальной критики. Гипотетически — ничего. Персонаж, вырезающий понравившуюся рекламу и неприличные картинки, графоман, сексист, скандалист — типаж нередкий в кругу библиофилов.

Сейчас Ричард Принс живет неподалеку от Нью-Йорка, в старом доме, отношения с влиятельным арт дилером Ларри Гагосяном разорваны. Ричард Принс делает фотографии вокруг дома. Фотографии прямолинейны и бесхитростны. Следы вихляющих шин на черном асфальте автострады, баскетбольное кольцо на заросшем травой поле. Ветхий дом. Брошенный автомобиль. Трогательные снимки рефлектирующего пожилого героя американской арт-сцены конца прошлого века.

Текст: Михаил Борисов

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.