Кондиционер в машине плохо холодит и это порой вызывает некоторое беспокойство у автовладельцев. И не особо вдаваясь в технические вопросы едут они в автосервис.
Тут и начинается самое интересное. Людей начинают "разводить" на деньги и ненужные манипуляции.
Сам занимался ремонтом/установкой с нуля кондиционеров. Просил не дёшево, но за свою работу отвечал и давал гарантию. Принцип был такой - чуть подольше, дороже, но качественно. По правде говоря, отношение теперешних горе-мастеров коробит. Тяп-ляп и готово. "Ехай родимый" то, что фреон к вечеру вытек так "это не к нам, мы только заправляем". "мы сделаем не очень, зато он снова приедет".. Фразу эту я услышал от одного сервисмена. . Печалька. Такое отношение к сожалению весьма распространено.
Но, по порядку. Ситуация. Приехал человек с проблемой. Плохо холодит. "мастер" - "ну надо грамм 500 залить. 500????? Товарищ, там под капотом табличка есть, такая, жёлтая. Таим написано какой газ и сколько ВООБЩЕ в системе помещается фреона. По моему опыту чаще встречалась цифра 350. Система НЕ ПУСТАЯ. Так какого лешего 500? Я обычно смотрел по давлению. Подключался к системе и качал фреон ориентируясь по показаниям манометра давления в системе. Там могло и 100 гр. залиться и достаточно. В последнее время многие часто пользуются рекуператором. Это такой ящик, который сам всё делает. Не понравился. Стимулирует на халтуру. Читал одного автора тут. Он пишет, что надо потрогать трубку кондиционера и она должна быть холодная. Это так. Но автор не упомянул, что там ДВЕ трубки. Читатель, воспользовавшись советом реально может получить ожог. Дело в том, толстая трубка - низкое давление (холодная и мокрая от конденсата), а тонкая - (высокое давление) ГОРЯЧАЯ. Лучше её не трогать. Также автор предлагает для проверки фреона в системе снять колпачок и нажать на золотник. Газ зашипит… ну и так далее. Бредятина. Очень не советую этого делать!!! Труба низкого давления имеет внутри 2.5 атмосферы. Про попытку проверить таким способом трубку высокого давления даже говорить страшно. Компрессор включается по давлению. Если оно есть компрессор включится. Если нет, то не включится. Всё просто.
В системе кондиционирования есть такая бочечка, называется ресивер осушитель. Грубо - это фильтр. Часто у него имеется окошко, в котором можно увидеть движение газа по системе. Так вот, если там видна обильная пена - значит газа мало, если изредка появляющиеся пузырьки - самое то. Всё в норме. Газ находится в системе в жидком агрегатном состоянии. Не на всех машинах, правда, этот бочонок можно увидеть, и не на всех есть окошко. Это плохо, наверное.
Ладно. Компрессор включается, значит система не пустая. Проверяем салонный фильтр. Меняем, либо чистим. Смотрим радиатор кондиционера. Он стоит первый, чистим между радиаторами. Кстати, этого практически никто не делает, ссылаясь на нелепые отговорки "газ уйдёт". Не уйдет, если руки растут откуда надо. Нехитрыми манипуляциями отклоняется основной радиатор и в большинстве случаев виден "войлок" из пуха и тому подобного. Продуваем воздухом. Пыли много. Да. Для контроля при собранной конструкции можно в моторном отсеке поместить переноску посмотреть сквозь оба радиатора. Сразу всё понятно. Видна разница между грязным и чистым радиатором. Часто это решает проблему с температурой в салоне. Оная температура, у адекватного мастера, тоже под контролем. В воздуховод вставляется электронный термометр, и при работающем кондиционере сразу видно падение температуры. У меня был случай - BMW представительского класса (лимузин эдакий) выдал после обслуживания -4 на выходе!!!!
Далее. Любая заправка кондиционера должна начинаться с ДИАГНОСТИКИ И ОСМОТРА. Осмотр - понятно. Лайфхак - фреон в системе смешан с маслом и в месте, где он вытекает, всегда есть масляное пятно. Диагностика занимает время. Прибором реагирующем на фреон (хотя по жизни он реагирует и на бензин, масло, ветер, дым от сигареты) проходим по трубкам и прибор при обнаружении утечки выдаёт сигнал. Болевые точки у всех машин - места крепления трубок к кузову. Трубка алюминий. Хомут, держащий его - железо. Вибрация, трение и вот. Протёрся. Установка резиновой трубки на место крепления уменьшает риск быстрого выхода трубки из строя. Ну и по маркам авто также есть стандартные места, где как правило и находится неисправность.
Одно время было много машин из жарких стран. И под днищем часто текли трубки кондиционера. Они там проходят. Там, откуда эти машины приехали нет зимы! У нас она есть. Вспоминаем. Вода + алюминий + соль = ЭЛЕКТРОЛИЗ (утрирую). Короче происходит активное разрушение алюминиевых трубок. Лечится. После проблема как правило не возвращается. Хотя. Вроде такие машины больше не гоняют.
Вижу периодически объявления про выезд мастера на место и что оперативная заправка кондиционера. Был случай, знакомый попросил приехать и посмотреть, что за мастера приедут и как заправят. Машина у знакомого была не новая, праворукая японка. Бойцы приехали и пытались заправить машину не тем газом что надо. Поехали обратно. Хотят заработать - понятно, но потом владелец прилипает на большие затраты. Система может "умереть".
Сейчас в основном используется газ R134(a). Более старые автомобили могут иметь в системе кондиционирования и R12. Этим фреоном заправляли до того, как стали бороться с озоновой дырой. В части и фреон R12 был "обвинён" в способствовании её появлению. И, что R134 более дружелюбен к окружающей среде. По-моему, это маркетинг чистой воды и борьба, весьма успешная, с конкурентами.
Допустим ситуацию. В машине под капотом нет наклейки (таблички) с информацией какой газ используется в системе и в каком количестве. Как же выяснить? А всё просто как апельсин. Система под R134 и R12 отличается штуцерами. Для газа R134 это быстросъёмные клапана, под R12 они просто навинчиваются. Эти виды фреонов очень не рекомендуется смешивать. Система - капут. Да и R12 в последнее время дороговат, и не у всех есть. Кстати, отсутствие таблички - показатель того, что как правило не известно сколько газа надо качать. Вот тут-то манометры и пригождаются. Смотрим по давлению и заполняем систему.
Вот, в общих чертах. Я про что. Очень часто в последнее время можно встретить «автолюбителей», которые в принципе знают, что "что-то там под капотом есть такое-разэтакое, что для чего-то там нужное оно". И всё. Рулится, едет и хорошо. Порой мужики не знают куда ЖБО залить!!! А-а-а-а-а-а!!!! Нашли? Ну тогда туда можно и тосол залить и потом удивляться -"а что стекло такое жирное?" Согласен, пусть делает специальный человек. Но не стоит полностью соглашаться с тем, что тебе пытаются навязать. Надо иметь представление, как и что работает и понимать простые причины неисправностей. Мастеровому человеку главное - выполнить работу и получить деньги. Всё. Ничего личного. Хотя качество выполненной работы по умолчанию на совести исполнителя.
Позже поделюсь способом избавления от запаха в машине при работе кондиционера. Если кому интересно. Разбирать в машине ничего не надо.