В нашей бригаде проходческого участка звено состояло из трёх человек – один МГВМ (комбайнёр) и два проходчика. Причём, выработки проходили не обязательно комбайном, шли и на отпалку, однако комбайнёр всё равно был в штате каждого звена. Коллектив у нас был крепкий, сплочённый, звенья сработанные, не один литр водки выпит в гаражах. Текучки как таковой не наблюдалось, но всё же изредка по разным причинам кто-то уходил и кто-то наоборот приходил. Поэтому звенья иногда перетасовывались. После одной такой ротации начали мы работать новым звеном по старой схеме – один комбайнёр и два проходчика.
И вот однажды комбайнёр не вышел на работу – по семейным обстоятельствам срочно взял отпуск за свой счёт. На смене нас осталось двое проходчиков. В принципе, мы регулярно работали в забое вдвоём – не так сподручно как втроём, но справлялись. Поэтому из-за отсутствия третьего человека в смене ни у кого не вызвало паники. Вдвоём так вдвоём – наряд сделаем, не впервой. Интересное началось потом, когда пришли в забой. Дело в том, что ни я, ни напарник... никогда не работали на комбайне. И вовсе не потому, что у обоих нет корочек МГВМ – в нарушение всех инструкций проходчики тоже рубили, для этого требовалась всего лишь практика. На наряде я понадеялся на напарника, тот понадеялся на меня, горный мастер вообще без внимания, зам.начальника тоже не поинтересовался.
Тем не менее, наряд надо выполнять – наростки привода с лихвой, металлокрепь на месте, всё крутится и вертится. Одна проблема: что делать с комбайном? С нами в забой пришёл горный мастер, чтобы чем-то подсобить вместо третьего, но и он лишь развёл руками – с рычагами управления многотонного «аппарата» тоже не в ладах. Немного поразмыслив, он произнёс:
– Хреново, что вы оба не умеете комбайн за рычаги дёргать. Но это с одной стороны. А с другой стороны – очень даже замечательно! Не умеете, значит, оба будете учиться – сегодня один рубит, завтра – другой. Рубим не спеша, торопиССа не надо.
Мастер посмотрел в забой, на комбайн, затем перевёл взгляд на нас:
– Сегодня рубит тот, у кого табельный номер меньше.
Что ж, напарник меня опередил, ему и рычаги управления в руки. Запустились, поехали. Медленно, неуклюже, но метры отрубили, зачистили почву, поставили арку. Следующая смена была моя...
Дней через десять вернулся наш комбайнёр. Мы к этому времени уже сносно управлялись с комбайном – не спецы-асы, но тем не менее некоторые навыки приобрели и впоследствии не раз подменяли друг друга.