Найти тему
BABUSHKAS

🔥Режиссёрская тайна "Дюна"

Оглавление

На примере фильма "Дюна" раскрываю режиссерские тайны американского режиссера Дэвида Кит Линча

Рецензия

на фильм «Дюна» американского кинорежиссера, сценариста, музыканта, художника, фотографа Дэвида Кит Линча

Девиз фильма: Янки – вперед, но Красная армия всех сильней!

Жанр фильма, фантастика. Существует несколько версий фильма, в российском прокате под названием «Дюна. Dune. 1984. Полная режиссерская версия». Перемонтажом данной версией режиссер Дэвид Линч не работал, поэтому режиссером данной версии назван вымышленный персонаж по имени Алан Смити.

Цитаты Дэвида Линча из его интервью на фильм «Дюна»:

«Она (Рафаэлла, член продюсерской команды) проделала фантастическую работу. Свела вместе, организовала работу огромной съёмочной группы в 1700 человек: люди строили декорации и делали разную другую работу. Я себя немного странно ощущал, потому что все эти резкие переходы от фильма «Голова-ластик» к фильму «Человек-слон», а потом к фильму «Дюна» - это громадные скачки. Но «Дюна» отличалась тем, что на неё ушло порядочно денег, я бы такие деньги никогда бы и не увидел, и относился бы к ней, как к обычному фильму. На съёмки ушло три с половиной года, по шесть дней в неделю мы работали. Но в целом процесс съёмок такой же, как и у любого другого фильма: надо вжиться в материал и как-то перенести его на экран. Я научную фантастику не читал, а «Дюна» - странная научная фантастика. Она, как вы понимаете, не «обычная» фантастика. Фоном происходящего служит не космическая техника/фон происходящего – не мощь космической техники. Когда вживаешься в материал, то как бы начинаешь чувствовать суть. Из «Дюны»-фильма можно что-то было выкинуть, и я всё ещё воспринимал его как «Дюну». А вот без других вещей это уже была бы и не «Дюна». Я постарался вжиться в материал, в идеи книги и ммм... как-то изложить всё в фильме разумной продолжительности. Долго пришлось работать над сценарием — полтора года. А потом ещё по ходу съёмок вносились изменения, чтобы было понятно: о чём идёт речь. Я всегда размышлял, как сложить мозаику фильма, потому что иногда я понимал, что явно чего-то не хватает и что-то придётся менять»;

«У меня окончательной продюсерской версии этого фильма не было, тем более у меня не было окончательной продюсерской версии фильма «Человек-слон». Но Мэл (продюсер) фактически дал её мне, и вот вам большой урок: не снимайте фильма, если он не сможет стать тем фильмом, который вы хотите получить на выходе. Это шутка, не смешная шутка. Такой фильм вас измотает».

Актерский состав:

Кайл Мерритт Маклахлен (фильмы: «Синий бархат», «Твин Пикс: Сквозь огонь», «Скрытый враг», «Шоугелз», «Флинстоуны», «Эффект спускового крючка», «Обмен телами», таинственный остров», сериал «Твин Пикс») в роли Пола Атрейдеса (Муад’диб);

Франческа Аннис (фильмы: «Клеопатра», «Крулл», «Частный детектив Магнум», «Я покорю манхэттен») в роли наложницы герцога Лето Атрейдеса и матери Пола Атрейдеса Леди Джессика;

Юрген Прохнов (фильмы: «Потерянная честь Катерины Блюм», «Последствие», «Лодка», «Крепость», Полицейский из Беверли-Хиллз 2», «Седьмое знамение», «Тело как улитка», «Судья Дредд», «Английский пациент», «Код Давинчи») в рои герцога Лето Атрейдеса;

В картине присутствует много персонажей, но они выполняют второстепенные роли, своего рода символами «Дюны» Стинг, Патрик Стюарт, Дин Стоквелл, Макс фон Сюдов, Шон Янг, Сильвана Мангано и другие.

Ведущую роль играет Кайл Маклахен, удачно воплотивший образ Квисатц Хадераха - сверхчеловека, по-английски – «Quisatz Haderach». Это первая и серьезная роль Кайла, в которой ему удалось воплотить образ Атрейдеса-сына: сочетание не испорченности, интеллекта, силы, перерастающей в силу духа и лидерство. Дэвид Линч осуществил интересный прием, утвердил на роль Пола Атрейдеса (Муад’диба) никому неизвестного актера, потомка Иогана Себастьяна Баха по материнской линии и это сработало. Вдруг случилось то, что неизвестный актёр удачно дебютировал: создал образ сверхчеловека. Кайла Маклахена никто не знал, и он в картине, и на экране становится великим сверхчеловеком, произошло рождение актера.

Дом Атрейдесов оформлен имперской символикой схожей с Российской империей (зеленые армейские мундиры, ремни, аксельбанты, погоны с золотистым теснением, герб на погодах в виде орла). По прибытию главных героев на планету Арракис (Дюна), где добывается вещество «меланжевый спайс», (позволяющий) которое позволяет свертывать пространство, для перемещения космических кораблей, предвидеть будущее и продлять жизнь, Лето и Пол Атрейдесы надели форму очень схожую с формой немецкого африканского корпуса Вермахта периода Второй мировой войны. В песках Дюны и немецкой «Тропичке» германский актер Юрген Прохнов с горящими глазами прекрасно исполнил роль руководителя миссии.

Сбалансированно смотрятся декорации и спецэффекты, в основном все сделано на очень хорошем уровне, но есть и слабые места (космос, межзвездные перелеты кораблей, планеты в космосе). Основной упор сделан на образ Арракиса – пустынной планеты, и пустыня с гигантскими червями, это визитная карточка фильма.

Специально для фильма была написана музыка коллективом американской музыкальной группы Toto (саундтреки) и британским композитором Брауном Ино (тема «Тема пророчество»). Основная тема Брауна Ино пронизывает весь фильм, но в нужных и символичных моментах включаются саундтреки рок-группы Toto. Композитор Браун написал «гимн» вольных людей/вольного народа (Fremen), свободные (Фремены) – в переводе с английского языка, населявших планету Арракис «Дюны», и он стал чем-то вроде революционного гимна/марша, борьбы Фременов за свободу и независимость.

В фильме очень много терминологии, новых названий, он отличается многолюдностью персонажей, трудно запоминаемых зрителю. Роман «Дюна» это – очень масштабное произведение, его не просто экранизировать в объеме двух с половиной часов, поэтому Дэвид Линч сконцентрировался на одной из основных идей романа – освобождения угнетенного народа Фременов. Провал проката фильма в США, можно объяснить успехом другой фантастической картины в жанре космической оперы «Звездные войны» от Джорджа Лукаса. В данном произведении борьба за независимость происходит на разных планетах, с использованием различных фантастических элементов (силовой меч, космические корабли, бластеры, разные роботы, различные инопланетные персонажи) и зрителю больше понравилось будущее Лукаса, он стал мечтать.

В картине «Дюна» основные элементы борьбы – это сверхчеловек, голос «акустическое оружие», меланжевый спайс, черви «Дюны». Основная философия романа «Дюна» – отказ от роботов и всего того что с этим связано, но мы только начинаем переживать бум этих технологий/только вступаем в бум этих технологий, а в 70-е годы 20 века это лишь начало эры компьютеров, поэтому идеи романа «Дюна» приходится на конец эры «Звездных войн». В настоящее время роботы, компьютеры, космические корабли, путешествие на другие планеты, для людей олицетворяется с будущим, поэтому, «Дюна» далеко и на долго обогнала свое время.

Символично смотрятся сцены, где Фремены из личной охраны Пола Атрейдеса, наносят на свои костюмы красную краску, настоящая красная гвардия, это начало настоящей красной революции. Для российского зрителя Пол Атрейдес – настоящий Ленин и символ революции красный флаг, а для американского зрителя – Авраам Линкольн (освободитель американских рабов), настоящий Янки пришедший в «пески». Идеи шествия «красных» плохо воспринимается американским и европейским зрителем, равно как и нотки мусульманской веры в лице Падишах-императора правителя вселенной, Муад’диба, получается, как борьба арабских народов за свою независимость в «песках».

Основная и мощная идея фильма – борьба и освобождение угнетенного народа Фременов на планете Арракис под квалифицированным руководством бывшего дома Атрейдесов, а именно образованного, умного, подготовленного, «золотопогонника и белого офицера» Пола Атрейдеса.

В фильме прослеживаются одинаковые режиссерские постановочные приемы с другими фильмами Дэвида Линча, а именно:

мистическое существо из гильдии навигаторов напоминающее большого червя, аналогично мистическому существу из фильма «Голова-ластик»;

заставка в конце фильма с синим океаном и синим небом на весь экран, аналогично заставке с изображением на весь экран синего бархатного полотна, в начале и конце фильма «Синий бархат», мерцающая синяя заставка в начале фильма и конец фильма светло синяя заставка фильма «Твин Пикс: Огонь иди со мной»;

во всех цветных фильмах есть сцены на фоне или с большим добавлением бордовых или темно красных декораций в помещениях;

изуродованное лицо главного злодея барона Владимира Харконена по аналогии с фильмом «Голова-ластик», где так же гноится лицо ребенка, а в фильме «Человек-слон» главный герой с изуродованным лицом играет главную роль;

Самый яркий эпизод фильма: укрощение Полом Атрейдесом самого большого червя «Дюны».

Однотипные действия разных актеров в разных эпизодах: в данной картине не просматриваются.

Вывод:

Фантастический фильм «Дюна» не отражает проблем человечества с роботами, основная идея фильма – это борьба за свободу и независимость, завуалированные в фантастику, мощные идеи «Пролетариата» и «Янки» успешно реализованы во вселенной, рожден новый вождь – Муад’диб.

С уважением,

Дмитрий Иванов (с)

Перевод с английского: Василий Иванович Толмачев (с)