Дети редко бывают самостоятельны в подростковом возрасте. Ещё реже они склонны брать на себя дела по дому или, например, заботу о младших сёстрах и братьях. На самом деле то, что родители иногда принимают за эгоизм можно объяснить банальным отсутствием опыта. Брать на себя ответственность — не инстинкт, этот навык нужно воспитывать.
1. Помогите ребёнку ощутить себя взрослым
Если вы требуете от него взрослых и разумных поступков, но ждёте дома не позже шести, у него возникнет диссонанс. С одной стороны, ему готовят новую социальную роль, в которой у него появляется много дополнительных обязательств. С другой, его права пока не расширились и контроль за его жизнью целиком лежит на других людях.
Предложите ребёнку сделать что-то самостоятельно и дайте как можно больше больше свободы. Пускай он, например, выберет в интернете какую-то утварь домой, подберёт подарок для родственников или просто сходит за продуктами. С вас только вводные — список, бюджет, срок, — и как можно заранее. Он сам выберет удобное время и, если нужно, попросит помощь. Старайтесь не напоминать и не давить.
2. Серьёзно относитесь к «детским» обязательствам
Каждый ребёнок живёт в жётском расписании и уже берёт на себя много ответственности: ему нужно готовить уроки, вежливо вести себя с учителями, помогать друзьям, успевать осваивать кучу информации.
В определённом возрасте мы начинаем принимать всё это как данность и становимся более требовательными к подросткам. Некоторым это покажется несправедливым и может родить конфликт.
Если сегодня у ребёнка действительно нет времени помочь по дому из-за учёбы или обязательств перед друзьями, мягко объясните, что в будущем будет разумно ставить помощь семье на первое место, и только потом планировать другие дела. «Детские» заботы, например, в школе, не должны стать причиной конфликта: воспринимайте их так же, как собственные задачи на работе.
3. Предложите ребёнку поучаствовать в волонтёрских проектах
Работая с пожилыми или с детьми поменьше, например, в лагере, даже просто помогая убирать мусор на субботнике, подросток сможет лучше осознать ценность своего труда. Что ещё важнее — его влияние на благосостояние окружающих.
В следующий раз, когда он будет чувствовать, что может помочь, у него уже будет модель поведения. Он будет знать, как важна его помощь, как много он сможет сделать, будет знать, что его воспримут всерьёз.