Найти в Дзене

Бытописание в современной литературе: за или против?

«Алиса ответила подруге Вконтакте и продолжила листать ленту в Инстаграме в ожидании всплывающего окошка из Телеграма — вот-вот тот красавчик из Тиндера должен был объявиться и позвать девушку на второе свидание», — именно так выглядел бы отрывок из моего любовного романа, возьмись я его писать.

Насколько четко и дотошно следует «бытописать» действительность современным авторам?

У каждого писателя есть свои привычки, взгляды на текст и цели, которые вместе складываются в авторский стиль. Я обожаю писать магический реализм. Чистое фентези мне не по душе, реализм и подавно, а вот что-то на грани заставляет мое творческое сердечко трепетать.

Я люблю совмещать близкое с далеким, горячее с холодным, знакомое и родное с непонятным и чужим. Практически стягивать небеса и землю и прокалывать два пласта реальности булавкой, чтобы соединить их. В «Серебряном ошейнике» у нас с соавтором Юлей Костиной главные герои обучаются в десятом классе средней общеобразовательной школы №11 с магическим уклоном, школа находится в городе Среброграде Златоярской империи.

А что такое современные реалии? Это социальные сети, это мессенджеры вместо звонков, это Инстаграм вместо утренней почты, это кофе в Макдоналдс или Старбакс на вынос, это общий чат в вотсапе с начальником и коллегами, это мучительный выбор — «Ашан» через дорогу или «Перекресток» на углу? «Макфу» по скидке в «Пятерочке» или пасту в «Шоколаднице»?

Реалии это всегда бренды, названия, что-то конкретное и... неблагозвучное? Когда я со своим рвением писать максимально близко к реальности впервые упомянула, что моя главная героиня отправила сообщение Вконтакте, мне стало не по себе. Фраза показалась очень пошлой, простой, бытовой и какой-то детской, словно я не книгу пишу, а какой-то очередной пост в ЖЖ.

Какое-то время я старательно искала синонимы и эвфемизмы. Мол, «открыла современную социальную сеть и отправила электронное послание». А вдруг меня будут читать через сто лет, когда никакого контакта и инстаграма уже не будет? Меня же никто не поймет!

Но с другой стороны — разве не важнее передать атмосферу времени? Запечатлеть эпоху? Благодаря дотошности Гоголя мы точно знаем, что подавали на обед в те годы в домах разного достатка. Сейчас многие названия блюд надо гуглить, чтобы понять, что же за зверь запечен с яблоками, но разве это не здорово? Разве такие подробности не переносят нас, словно машина времени, в другой век с другими нравами и обычаями?

Перечитываю сейчас Донцову и кайфую от того, как героиня в перерывах между расследованиями убийств спускается в переход метро на Тверской, покупает крендель за 15 рублей, к нему чай «Пиквик» за 35 рублей, но тот оказывается невкусным, и ей приходится взять растворимый «Нескафе» за 45 рублей, а дома у нее тортик «Причуда»... Где я еще увижу такую Москву двадцатилетней давности? Как еще я и поколения младше меня смогут вообразить жизнь подземки в 1999 году? Да никак! Только благодаря писателям, которые аккуратно и кропотливо переносят на страницы своих книг реальность своего времени.

Так что мой вердикт таков: не надо стесняться быта. Да, наша жизнь сейчас во многом проходит онлайн, судьбы вершатся в Телеграме, пары сходятся и расходятся в Тиндере, предложения делаются в директе... Это не хорошо и не плохо, это факт. Почему бы писателям-реалистам и не поделиться этими фактами с потомками? Думаю, они будут благодарны за достоверное отображение реалий нашего мира 2019 года.

Как вы относитесь к такому бытописанию в книгах? Быть или не быть подробностям?