Найти тему
BIS ART GALLERY

Желтая ода радости: BIS ART GALLERY о подсолнухах Ван Гога. Часть 2.

Часть 1 можно прочитать здесь.

Арльский период.

Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно – целая симфония желтого и синего.

Из писем Винсента Ван Гога к брату Тео

В 1888 году Ван Гог понял, что ему нужно больше ярких цветов в повседневной жизни, и подобно своим знаковым цветам, он повернулся к солнцу, в сторону Прованса на юге Франции. В Арле он жил в том самом желтом доме, который он часто писал и из которого он хотел сделать коммуну-мастерскую для художников. В радостном предвкушении от приезда Гогена Ван Гог испытывает эмоциональный подъем и весной 1888 года начинает арльскую серию подсолнухов в вазе, которая наиболее известная всему миру сегодня.

Первая версия – 3 подсолнуха.

Известная как «лозанская» версия, эти подсолнухи являются первыми в арльской серии. Яркие желтые цветы в грубоватой зеленой вазе на небесно-бирюзовом фоне выглядят незатейливым, простым натюрмортом, но при этом создается ощущение, что картина наполнена солнечным светом и свежим воздухом Прованса.

В последний раз первая версия была выставлена в 1948 году, а затем была приобретена неизвестным покупателем в 1996 году за нераскрытую сумму. Достоверно известно, что она сейчас находится в частном собрании в США и недоступна для публики.

 «Подсолнухи», август, 1888, холст, масло, 73,5х60, частная коллекция
«Подсолнухи», август, 1888, холст, масло, 73,5х60, частная коллекция

Вторая версия – 6 подсолнухов

Вторая версия подсолнухов содержит еще больше цветового контраста. Шесть подсолнухов на разных стадиях жизненного цикла написаны густыми, насыщенными желтыми мазками с оранжевым оттенком на не менее насыщенном темно-синем фоне. К сожалению, оригинал этой версии мир никогда больше не увидит, так как она была уничтожена в городе Асийя, в доме японского коллекционера, во время Второй мировой войны в тот же день, что и Хиросима, 6 августа 1945 году.

Фотография этой версии нам доступна во многом благодаря репродукции картины, найденной в небольшом музее в Японии специалистом по творчеству Ван Гога Мартином Бэйли. Репродукция была идентична оригиналу, который изначально был обрамлен в тонкую оранжевую рамку, раскрашенную непосредственно самим Ван Гогом. В его времена картины висели в тяжелых позолоченных рамах, но художник видел свои подсолнухи, украшающими стены дома среднего класса. Этим и объясняется очарование незатейливого, на первый взгляд, по композиции натюрморта, и в этом кроется большая ирония: сегодня «Подсолнухи» висят только в домах самых богатых мира сего.

"Подсолнухи", август, 1888, холст, масло, 98х69 см, уничтожена
"Подсолнухи", август, 1888, холст, масло, 98х69 см, уничтожена

Третья версия – 14 подсолнухов

Как и на первой версии, небесно-голубой цвет фона оттеняют желто-золотистые цветы в такой же золотистой вазе. Краски наносились непосредственно из тюбика, Ван Гог использовал излюбленную технику импасто, которая придавала скульптурность и текстурность изображению. Бирюзовые, синие, голубые цвета служили контрастом, которые подчеркивала сияние желтого цвета - ведь Ван Гог во всем творчестве арльского периода пытался добиться солнечного свечения желтого цвета, подобно тому, что окружало его в Провансе.

Эта версия сейчас находится в Новой Пинакотеке в Мюнхене, и вместе с четвертой версий она была написана для украшения спальни Гогена в желтом доме. Говоря о национальных традициях, в голландском сознании подсолнух символизировал благодарность.

"Подсолнухи", август, 1888, холст, масло, 91х72, Новая Пинакотека, Мюнхен
"Подсолнухи", август, 1888, холст, масло, 91х72, Новая Пинакотека, Мюнхен

Четвертая версия – 15 подсолнухов.

Четвертая версия – и последняя оригинальная (последующие версии будут авторскими повторениями) висит в Национальной галерее Лондона и является самой известной. Он сам считал, что версия «светлая на светлом», пожалуй, будет самой удачной.

Ван Гог в цветовом решении пошел дальше всего в четвертой версии. Те же подсолнухи – на сей раз их пятнадцать – в обычной вазе в желтых тонах на золотистом фоне. Картина была выполнена сплошь в желтых и золотистых цветах, как будто ее все залило солнечным цветом. Желтый цвет для Ван Гога символизировал радость, счастье, солнечный свет, которым был наполнен Арль. Желтым был дом, в котором жил художник, и желтым было пшеничное поле, в котором он трудился и которое он часто писал, и желтым было солнце, которое дарило тепло. Именно это ощущение тепла и радости, которое Ван Гог действительно испытывал в ожидании своего товарища Гогена, передает эта картина с пятнадцатью подсолнухами, и комната в Национальной галерее Лондона, где она находится, стала местом паломничества для многих любителей искусства.

"Подсолнухи", август, 1888, холст, масло, 92,1х73, Лондонская Национальная Галерея
"Подсолнухи", август, 1888, холст, масло, 92,1х73, Лондонская Национальная Галерея

Про авторские повторы третьей и четвертой версии читайте в следующей части.