Актуальное искусство в русскоговорящей среде часто называют современным искусством из-за дословного перевода словосочетания "contemporary art". Работы художников в этом направлении зачастую плохо понятны без дополнительного объяснения. Не буду подробно вдаваться в терминологию и сразу перейду к описанию своего опыта.
В этой статье я опишу процесс создания концептуальной работы практически из ничего. Дело в том, что этот опыт может быть применим не только к актуальному искусству, но и к любому другому виду творчества.
Исходные условия
Мы целой группой художников под руководством Михаила Соркина и Петра Перевезенцева отправились в Израиль, чтобы "в полевых" условиях "с нуля" создать работы в рамках проекта "Ковчег". Проект проводился совместно с актерами "Студии "Т".
Это краткая преамбула в качестве пояснения, в каких условиях мы работали.
Материалы все были на месте: в распоряжении была крафтовая бумага, гофрированный картон, колбасная бумага. Также в большом количестве была черная акриловая краска. Все остальное каждый художник выбирал на свое усмотрения.
Местом для творчества стал небольшой подвал, в котором занимаются студийцы.
Время: на создание проекта у нас было 2 недели, за которые мы должны были не только "придумать", что делать, но и проехаться по Израилю, чтобы прочувствовать "контекст места".
Идея
Основная идея всего проекта "Ковчег" заключалась в том, что на время всего мероприятия подвал становился своеобразным "Ноевым ковчегом" и каждый художник обустраивал себе отдельную "каюту". На "Ковчег" художники "брали" что-то, что им казалось важным. В конечном итоге этот метафоричный образ, выраженный в графике, должен был стать результатом двухнедельной работы.
Впечатления
Очень важным является фактор места и фактор окружения. Многие художники думают, что они черпают вдохновение и идеи для творчества из себя, но на самом деле они рефлексируют на тему реальности.
Сразу скажу, какую ошибку я совершил в начале. Оказавшись в Израиле, я сразу стал искать в окружении какие-то сюжеты, ждал быстрого результата, пытался "механически" перенести древние улицы Яффы, небоскребы Тель-Авива в свою работу. Я ожидал сразу получить результат и разочаровывался, когда в голове не рождалось никаких идей.
Вот факторы, которые на мой взгляд, влияют на адекватный контакт с окружением:
- Не надо спешить - на стадии получения впечатлений, не надо никуда бежать, надо выбирать комфортный темп.
- Не надо искать - не требуйте от реальности, чтобы она дала вам прямые ответы, просто смотрите так, как будто вам не надо делать никакую работу.
- Отключайте мозг - людям, которые привыкли к рациональному мышлению, полезно переставать думать. Так вы даете "проход" вашему чувственному восприятию. Мозг все равно работает, даже тогда, когда вы не говорите ему думать.
- Оставайтесь одни - компания - это хорошо, но иногда общение отвлекает от созерцания. Также общение невольно заставляет нас думать. Но это не значит, что надо полностью отказаться от контакта с другими людьми, просто нужно дозировать эти контакты.
Попытки набросать идею в "черновом" варианте
Объект должен был быть объемным, это отличалось от того, что я обычно привык делать на бумаге, поэтому первые попытки что-то сделать были именно на бумаге. Была идея сделать объект из простых форм, в качестве композиционной единицы я планировал взять треугольник.
Идеи были достаточно смутные, они были связаны с моим прошлым опытом в качестве историка. Как их реализовать в конечном итоге я не понимал и наброски не помогали приблизиться к этому пониманию.
Работа с объектами
Только когда я начал работать с материалом, из которого в конечном итоге должны была быть составлена композиция, я отвлекся от ненужных умозрительных теорий. Я смог избавиться от процесса "придумывания" и стал решать уже художественную задачу, комбинируя разные объекты.
Но даже это не приближало меня к конечному пониманию всего объекта целиком. Я составил огромное количество небольших композиций, но они все еще были не пространственные и "жили" в другой среде.
В этом процессе тоже важно стараться отключать мозг. Иногда я просто брал горсть треугольников, бросал на пол и смотрел на результат. Убирая лишнее и добавляя, можно добиваться уравновешенных композиций.
Композиции, которые я посчитал состоявшимися, я скрепил, чтобы они не развалились, но даже на этом этапе весь процесс казался оторванным от конечного результата.
Переход к работе в пространстве
Мой мозг заработал по-другому, когда я перешел к работе в пространстве. За основу я взял те композиции, которые "сложились на полу". Но не стоит думать, что это был "макет". Это был своеобразный этап, потому что в трехмерном пространстве вся постановка заработала по-новому.
Добавление элементов полностью меняло картину, так как они были подвижными. В данном случае все действовало не так, как я привык. А я привык, что все планируется на этапе "придумывания", в этом случае постановка сама "диктовала" и давала какие-то новые смыслы, которых не возможно было бы придумать, сидя за письменным столом.
Работа с пространственным объектом необычайно обучает цельному восприятию, потому что после каждого нового треугольника нужно отойти и обойти композицию со всех сторон.
Формулировка смысла
Это может показаться странным, но финальный текст, который должен был представлять эту постановку, родился в один момент, когда все было готово. Это еще раз говорит о том, что не всегда правильно продумывать всю концепцию до мелочей заранее. Сам процесс создания чего-то может рассказать много нового. Конечный вид того, что получилось, мне было бы сложно представить, даже если бы я очень много думал об этом.
"После окончания потопа на Ноя Богом будет возложена задача по созданию нового мира. Этот, по сути, модернистский проект он и берет с собой на ковчег. Он выстраивает идеальную, по его мнению, модель общества, которое будет функционировать не как прежнее. За основу Ной берет идеальную фигуру, треугольник. Пытаясь сконструировать миропорядок, он сразу увидел в своем проекте изъяны, ведь все живет внутренней жизнью, развивается и эволюционирует. Все эти нити, которые должны удерживать части в этой отлаженной конструкции, растягиваются, из-за чего все элементы приобретают подвижность, в один миг нити могут порваться, тогда конфигурация изменится и все встанет с ног на голову. Один человек не способен смоделировать идеальное мироустройство, Ной понял это, поэтому оставил свою затею: пусть реки времен текут своим чередом. В назидание другим обитателям ковчега он так и оставил свою работу. " 2019