Найти в Дзене
Про прекрасное

Как создать проект? Мой первый опыт в актуальном искусстве

Оглавление

Актуальное искусство в русскоговорящей среде часто называют современным искусством из-за дословного перевода словосочетания "contemporary art". Работы художников в этом направлении зачастую плохо понятны без дополнительного объяснения. Не буду подробно вдаваться в терминологию и сразу перейду к описанию своего опыта.

В этой статье я опишу процесс создания концептуальной работы практически из ничего. Дело в том, что этот опыт может быть применим не только к актуальному искусству, но и к любому другому виду творчества.

Исходные условия

Мы целой группой художников под руководством Михаила Соркина и Петра Перевезенцева отправились в Израиль, чтобы "в полевых" условиях "с нуля" создать работы в рамках проекта "Ковчег". Проект проводился совместно с актерами "Студии "Т".

Это краткая преамбула в качестве пояснения, в каких условиях мы работали.

Материалы все были на месте: в распоряжении была крафтовая бумага, гофрированный картон, колбасная бумага. Также в большом количестве была черная акриловая краска. Все остальное каждый художник выбирал на свое усмотрения.

Местом для творчества стал небольшой подвал, в котором занимаются студийцы.

Время: на создание проекта у нас было 2 недели, за которые мы должны были не только "придумать", что делать, но и проехаться по Израилю, чтобы прочувствовать "контекст места".

Идея

Основная идея всего проекта "Ковчег" заключалась в том, что на время всего мероприятия подвал становился своеобразным "Ноевым ковчегом" и каждый художник обустраивал себе отдельную "каюту". На "Ковчег" художники "брали" что-то, что им казалось важным. В конечном итоге этот метафоричный образ, выраженный в графике, должен был стать результатом двухнедельной работы.

-2

Впечатления

Очень важным является фактор места и фактор окружения. Многие художники думают, что они черпают вдохновение и идеи для творчества из себя, но на самом деле они рефлексируют на тему реальности.

-3

-4

Сразу скажу, какую ошибку я совершил в начале. Оказавшись в Израиле, я сразу стал искать в окружении какие-то сюжеты, ждал быстрого результата, пытался "механически" перенести древние улицы Яффы, небоскребы Тель-Авива в свою работу. Я ожидал сразу получить результат и разочаровывался, когда в голове не рождалось никаких идей.

Вот факторы, которые на мой взгляд, влияют на адекватный контакт с окружением:

  • Не надо спешить - на стадии получения впечатлений, не надо никуда бежать, надо выбирать комфортный темп.
  • Не надо искать - не требуйте от реальности, чтобы она дала вам прямые ответы, просто смотрите так, как будто вам не надо делать никакую работу.
  • Отключайте мозг - людям, которые привыкли к рациональному мышлению, полезно переставать думать. Так вы даете "проход" вашему чувственному восприятию. Мозг все равно работает, даже тогда, когда вы не говорите ему думать.
  • Оставайтесь одни - компания - это хорошо, но иногда общение отвлекает от созерцания. Также общение невольно заставляет нас думать. Но это не значит, что надо полностью отказаться от контакта с другими людьми, просто нужно дозировать эти контакты.

Попытки набросать идею в "черновом" варианте

Объект должен был быть объемным, это отличалось от того, что я обычно привык делать на бумаге, поэтому первые попытки что-то сделать были именно на бумаге. Была идея сделать объект из простых форм, в качестве композиционной единицы я планировал взять треугольник.

Идеи были достаточно смутные, они были связаны с моим прошлым опытом в качестве историка. Как их реализовать в конечном итоге я не понимал и наброски не помогали приблизиться к этому пониманию.

Работа с объектами

Только когда я начал работать с материалом, из которого в конечном итоге должны была быть составлена композиция, я отвлекся от ненужных умозрительных теорий. Я смог избавиться от процесса "придумывания" и стал решать уже художественную задачу, комбинируя разные объекты.

Начальный этап
Начальный этап

Но даже это не приближало меня к конечному пониманию всего объекта целиком. Я составил огромное количество небольших композиций, но они все еще были не пространственные и "жили" в другой среде.

Сначала я шел от избыточности, используя большое количество элементов
Сначала я шел от избыточности, используя большое количество элементов
Затем я стал избавляться от лишнего и оставлять небольшое количество "деталей"
Затем я стал избавляться от лишнего и оставлять небольшое количество "деталей"

В этом процессе тоже важно стараться отключать мозг. Иногда я просто брал горсть треугольников, бросал на пол и смотрел на результат. Убирая лишнее и добавляя, можно добиваться уравновешенных композиций.

Комбинировать объекты я начал еще до отъезда в Израиль
Комбинировать объекты я начал еще до отъезда в Израиль

Композиции, которые я посчитал состоявшимися, я скрепил, чтобы они не развалились, но даже на этом этапе весь процесс казался оторванным от конечного результата.

-9

Переход к работе в пространстве

Мой мозг заработал по-другому, когда я перешел к работе в пространстве. За основу я взял те композиции, которые "сложились на полу". Но не стоит думать, что это был "макет". Это был своеобразный этап, потому что в трехмерном пространстве вся постановка заработала по-новому.

В процессе создания
В процессе создания

Добавление элементов полностью меняло картину, так как они были подвижными. В данном случае все действовало не так, как я привык. А я привык, что все планируется на этапе "придумывания", в этом случае постановка сама "диктовала" и давала какие-то новые смыслы, которых не возможно было бы придумать, сидя за письменным столом.

Работа с пространственным объектом необычайно обучает цельному восприятию, потому что после каждого нового треугольника нужно отойти и обойти композицию со всех сторон.

-11

Финальный вид композиции, которая была выставлена 14 апреля 2019  в Тель-Авиве
Финальный вид композиции, которая была выставлена 14 апреля 2019 в Тель-Авиве

Формулировка смысла

Это может показаться странным, но финальный текст, который должен был представлять эту постановку, родился в один момент, когда все было готово. Это еще раз говорит о том, что не всегда правильно продумывать всю концепцию до мелочей заранее. Сам процесс создания чего-то может рассказать много нового. Конечный вид того, что получилось, мне было бы сложно представить, даже если бы я очень много думал об этом.

Описание постановки, полный текст приведу ниже
Описание постановки, полный текст приведу ниже

"После окончания потопа на Ноя Богом будет возложена задача по созданию нового мира. Этот, по сути, модернистский проект он и берет с собой на ковчег. Он выстраивает идеальную, по его мнению, модель общества, которое будет функционировать не как прежнее. За основу Ной берет идеальную фигуру, треугольник. Пытаясь сконструировать миропорядок, он сразу увидел в своем проекте изъяны, ведь все живет внутренней жизнью, развивается и эволюционирует. Все эти нити, которые должны удерживать части в этой отлаженной конструкции, растягиваются, из-за чего все элементы приобретают подвижность, в один миг нити могут порваться, тогда конфигурация изменится и все встанет с ног на голову. Один человек не способен смоделировать идеальное мироустройство, Ной понял это, поэтому оставил свою затею: пусть реки времен текут своим чередом. В назидание другим обитателям ковчега он так и оставил свою работу. " 2019