Наконец-то мы добрались до стальных струн. При этом нужно учитывать, что стальные струны в XIX-XX века, это совсем не те стальные струны, на которых мы играем сейчас.
Со временем скрипачи стали переходить на стальные струны, особенно после того как в 1833 году на других инструментах были опробованы платиновые струны. После 1835 года стальные струны заменили латунные струны для мандолины.
Мари Тайау была первой, кто использовал стальные струны ЛЯ и МИ, во время премьеры Романтического Концерта Годарда в 1876 году, на скрипке, сделанной Коллином-Мейнцем. Вероятно Витек и Бурместер, были первыми, кто (примерно с 1906 года) стал регулярно выступать на публике на стальных струнах.
В последующих материалах нам потребуется эта информация, так как при реставрации граммофонных записей до 1930 года мы можем слышать жильные струны на самых разных инструментах и нет гарантии, что металлическое звучание будет правдоподобным.
Прим. автора.
Плотность стали выше плотности шелка или жилки в 5,5 раз. После длительных экспериментов лучшей была признана Шведская сталь, произведенная с применением древесного угля, методы получения которой совершенствовались постоянно.
А это значит, что нужно моделировать тембр и затухание жильной или шёлковой струны. Таких сэмплов мне встречать не доводилось.
Прим. автора.
В 1923 году Флэш отметил, что в концертном зале стальные струны МИ несомненно лучше звучат, чем жильные, которые всегда остаются ненадежными (Искусство Игры на скрипке. Том 1), однако в 1938 году в Копенгагене Зигрфред Эберхард издал книгу под названием:
"Wiederaufstieg oder Untergang der Kunst des Geigens: Die kunstfeindliche Stahlsaite"
(Восстановление или снижение искусства игры на скрипке: Стальные струны - враг искусства).
Из этой же книги мы получаем бесценную информацию о подкладке под струной МИ. Она определённо будет влиять на тембр и появление артефактов. Иногда используют слабую резинку или кожаную петлю, чтобы сделать глушение равномерным и уменьшить сустейн на открытых струнах.
Прим. автора.
Тем не менее, многие музыканты приветствовали появление новой струны МИ, особенно те, кто выступал в танцевальных ансамблях или в популярно-музыкальных группах. Часто они были вынуждены играть в заполненных дымом, жарких помещениях, все в поту, а также бороться с условиями игры на открытом воздухе.
На стальные струны меньше воздействовала погода, они стояли неопределенно долго, а также позволяли использовать высокие ноты, которые звучали громко и могли конкурировать с трубой, саксофоном и ударными инструментами. Эти музыканты требовали, чтобы все четыре струны, были сделаны из стали.
И здесь мы видим приоритет стальных струн над жильными для современной музыки тех лет. То есть, джаз и фокстрот более правильно реставрировать с использованием стальных струн с медной или бронзовой обмоткой. Стоит избегать серебрянную, но можно попробовать использовать сэмплы с алюминиевой или бронзовой обмоткой.
Прим. автора.
Для высоко артистических целей сталь была только компромиссом, что со временем привело к использованию стали и других металлов в качестве основы витых струн.
The Amadeus Book of the Violin" © 1998 by Amadeus Press
Перевод опубликован с сокращениями с разрешения автора — производителя струн «Господин Музыкант».
Полный текст перевода вы можете найти на сайте www.gmstrings.ru
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, участвуйте в обсуждении. Не забывайте ставить лайки, если понравилось! ))
Учитывая, сколько нюансов входит в процесс реставрации записей, каждое мнение, легенда, предложение или лайфхак будут внимательно изучены и законспектированы для потомков!