Цифровизация - понятие, которое у всех на слуху последние годы. Конечно, информационные технологии пришли в нашу жизнь задолго до вхождения в тренд слова «цифровизация». Для меня развитие информационных технологий обозначает только одно слово - прогресс. В какую бы сферу жизнедеятельности не приходили IT - они приносили с собой новый глоток, значительное повышение качества услуг, исследований, эффективности.
Однако, для многих педагогов приход «цифры» давался и даётся по-прежнему нелегко. И причин этому немало: это и необходимость менять привычный уклад собственной работы, и техническое несовершенство устройств и приложений, которые в таком виде попадают в школу, и откровенная слабая в материально-техническая-база, банально низкая скорость интернета т.д.. Однажды попробовав новое приложение на уроке и не получив нужного результата, на выходе мы неизменно получаем у педагога отторжение, неприятие. Или другая картина - очередной педагог 2 часа заполнял "лагающий" электронный журнал и в итоге ничего не сохранилось, потому что разработчики оставили в нем "багов" на 3 года работы вперед. И здесь сложно винить педагога, ведь потрачены время и нервы. И лишь небольшой процент педагогов-искателей будут докапываться до истины (свяжутся с разработчиками, постараются найти причину неудачи, устранить недостатки). Большая же часть вернётся к работе в привычном для себя формате, с твёрдым убеждением, что «цифра» - зло.
Здесь мне хотелось бы обратить внимание на тот факт, что стоит разделять использование IT в жизни и на работе. Почему мы уже не можем обойтись без смартфона? Ответ прост - легко, удобно, быстро, точно. Человек привык использовать то, что хорошо "работает". Значит дело вовсе не в педагогах, а в тех технологиях, которые приходят в школу. Ряд стран, которые занимают сегодня передовые позиции в области образования и внедрения "цифры" в образование ведут масштабную и системную работу в этом направлении. Это выражается в продуктивной кооперации с мировыми IT компаниями (с четким и понятным сопровождением продуктов и устройств, на которые был сделан государственный заказ). "Образование" заказывает у разработчиков необходимый продукт и вместе с ними же его доводит до идеала. У нас же получается наоборот - уже с готовым продуктом компании приходят в школы и предлагают его. Но IT компании не работают с детьми, не ведут уроки. Специфику работы педагога они просто не знают. Поэтому на выходе мы и имеем: скудные электронные учебники, гаджеты и приложения которые просто нельзя использовать на уроке не потеряв от него полчаса на настройку и т.д.
Но все же я смотрю на IT в позитивном ключе. Положительный опыт с приходом "цифры" IT в образовании есть, и он увеличивается с каждым учебным годом.
В цифровизации образования в первую очередь я вижу возможности...
Ведь что нужно современному учителю в школе? Решить на уроках свои задачи:
1. Мотивировать ученика. Думаю, тут со мной никто не станет спорить - смотреть на старую бумажную карту по истории древнего мира и работать с ярким электронным учебником с интерактивными заданиями на планшете - две большие разницы. В нашей школе ученики начинают работать с гаджетами (подчеркну ,именно работать) уже с первого класса. Для них выполнение задач на планшете - всегда праздник, изюминка на уроке которую они с удовольствием ждут. Здесь на плечи учителей и родителей учеников ложится важная задача, не решив которую мы увеличиваем негативные аспекты присутствия "цифры" в нашей жизни. Это и физический вред здоровью, и негативное воздействие "разной" информации. Каждый год мы решаем вопросы по ограждению наших детей от вновь появившихся опасностей в сети(мошенники, спам, "группы смерти", агрессивный контент и т. д.). Задача заключается в том, чтобы заложить ребенку понимание того, что цифровые технологии работают в первую очередь для нашего блага, а не только для развлечений (хотя и в хорошей игре я ничего плохого не вижу). Научить его по сути "правилам дорожного движения" в мире "цифры". И делать это нужно начиная с раннего возраста.
2. Уплотнить свой урок. Наши уроки стали насыщеннее. Материалов которыми ты хочешь поделиться детьми каждый год все больше. Мой опыт показывает, что IT на уроке реально позволяет уплотнить его на 20-25%. Тут нам на помощь приходит и классные видеоролик, которые сегодня за 5 минут покажут больше чем учитель рассказал бы за целый час, и интерактивные задания с автоматической самопроверкой дающие учителю сразу общую картину и результаты всего класса через секунду после окончания работы. Попробуй опросить класс за 5 минут, или быстро проверить мини самостоятельную у 25 учеников. Современные гаджеты и приложения решают эту задачу на ура. Иными словами я об экономии времени. Время - именно оно очень дорогой ресурс современного учителя. Чтобы не превратиться в измученного рутиной проверками тетрадей, подготовкой к урокам, заполнением журнала, прочих отчетов, ещё и дома надо детей накормить прибраться, отдохнуть - остаться человеком который может мыслить и развиваться, быть интересным для своих учеников.
3. Дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс. Дать ученикам разноуровневые задания, ликвидировать возможность отсидеться на последней парте в ожидании когда тебя вызовут к доске 2 раза за четверть - легко! С современными гаджетами ученики с удовольствием работают на каждом урок. На самом деле с каждым новым гаджетом, приложением, сайтом в сети, у нас учителей появляются новые возможности, новые инструменты для реализации наших бесчисленных идей. Но это уже материал для другой статьи.
Отдельно хотелось коснуться дистанционного обучения. Вроде бы уже всем привычное дело. Но 15 лет назад об этом только могли мечтать! Педагоги из глубинки выезжали на курсы повышения квалификации в областной центр, на 2-3 недели заселялись в общежитие...А сегодня мы уже аттестуемся дистанционно. Не это ли истинное благо цифровизации? Дети, живущие в труднодоступных районах и вовсе не могли добраться до школы в дни паводков, метелей. В нашей школе, например, если в классе объявляется карантин-весь класс выводится на дистанционное обучение. И это реально работает и даёт результат. Обучение продолжается. Вы скажете: «это большая работа: настройка, отладка и т.д.». Ну конечно, первый раз тяжело. В десятый - обыденное дело.
О будущем... В 21 веке - веке информации, без цифровизации нашей жизни уже не обойтись. Объемы информации вокруг нас достигли таких значений, которые человеческому мозгу уже не обработать. Родителям своих учеников, я всегда говорю так: "Я не знаю кем станут ваши дети, но я точно знаю что им жить в веке "цифры" и придется работать с большими объёмами информации". В любой из выбранной профессии им точно понадобятся и интернет, и гаджеты, а к этому нужно готовиться. А значит нам и самим нужно постоянно учиться "грамотно" жить в эпоху компьютеров, гаджетов, Интернета.
IT индустрия развивается стремительно. Ученикам уже в скором будущем откроются возможности виртуальной реальности, которая реально сделает процесс обучения еще более интересным, а главное - продуктивным. Я прямо четко представляю себе такую картину: "Сейчас ребята мы с вами надеваем шлемы VR и отправимся в джунгли, чтобы познакомиться с удивительным миром растений и животных". Разве не здорово?
Сегодня я часто слышу, что роботы скоро нас научат. Ну уж лекции по крайней мере точно смогут начитывать.
Уверен и стоять на своём буду - роль личности не заменить. Учитель был, есть и будет в классе главным: проводником, тьютором, носителем знаний, актером, чувствами класса если хотите. Ведь чувства, "цифра" пока не научилась заменять...