Найти тему
89,9K подписчиков

Мытная улица: "Если задрать голову, то кажется, что дом падает"

8,4K прочитали

Ирина Федорченко - о своем детстве на Мытной и далеких и близких путешествиях.

На даче в Баковке
На даче в Баковке

Вся моя довольно долгая жизнь состоит из путешествий. И первым из них было путешествие в феврале 1940 из московского роддома им. Грауэрмана в квартиру на Мытной, которую я потом осознала, как свой дом. Это путешествие я, конечно, не помню.

И ещё одно путешествие, которое не помню: я совершила его с мамой в грудничковом возрасте (5 месяцев) — во время финской войны папа попал на несколько дней в Ленинград. Мама на каком-то самолётике со мной туда к нему полетела из Москвы. Встретились они в Пушкине, под Питером. Сохранилась фотография, сделанная в Екатерининском парке в июле 1940 года.

Екатерининский парк, 1940 г.
Екатерининский парк, 1940 г.

Потом были многочисленные путешествия по комнатам квартиры. Это было познанием и изучением моего, казавшегося тогда огромным, мира. Там у меня был и свой собственный, персональный домик, - под столом, в комнате, где мы жили с мамой и папой.

Мама приходила домой усталая и рассказывала о своих поездках в деревни, где она оставляла иногда одежду, а иногда деньги в обмен на картошку. Эти рассказы смутно сохранились в моей памяти. Потом… начались путешествия не внутри, а вне дома!

Ирина Федорченко - о своем детстве на Мытной и далеких и близких путешествиях.  Вся моя довольно долгая жизнь состоит из путешествий.-3

Подумать только, как огромен мир! Мама везёт меня на санках за тридевять земель – в соседний двор дома № 50 на той же Мытной улице. Стоят ОГРОМНЫЕ дома, и если совсем задрать голову, сидя на санках, то видна кромка дома, а если на небе облака, и они плывут по небу, то кажется, что дом падает. Пробовали ли вы когда-нибудь так смотреть?

Путешествие в наш, казавшийся тогда безграничным, двор вместе с бабушкой. Он простирается за тридевять земель, так далеко, что не дойти до следующего дома. Во дворе множество приспособлений, на которых выбивают половики или развешивают стираное бельё.

Ещё одно путешествие детства – Эвакуация. Мы уезжали в крохотный город Бердск, Новосибирской области, где тогда жил мой дедушка Капа – Капитон Михайлович Багашев. О том путешествии не помню ничего. Знаю только по рассказам взрослых.

Ирина Федорченко - о своем детстве на Мытной и далеких и близких путешествиях.  Вся моя довольно долгая жизнь состоит из путешествий.-4

Пролетает время, и мы путешествуем со всем скарбом на грузовике на дачу в Баковке (которая теперь микрорайон Одинцова) из своего дома № 48, оставляя город на всё лето. Там совсем другая жизнь, другие люди, другие животные: коровы, которых я боюсь, огромный Полкан на цепи у дома хозяйки. У него в зубах постоянно большущая кость, которую он неустанно грызёт. Однако, если я по утрам подхожу к нему, он выпускает изо рта кость, распластывается по земле и блаженствует, когда я дрожащей от страха рукой чешу у него за ушами.

С Полканом
С Полканом

Каждый день мы ходим в лес, где я узнаю названия цветов, деревьев, учусь плести венки. Иногда мне разрешают подойти к козочкам, поговорить с ними. Они такие беленькие и привязаны к столбикам, а иногда хозяйка ведёт их в лес или из лесу, и в руках у неё предмет, названия которому я узнаю – хворостина.

В лесу интересно, но одна я туда ходить боюсь. Я помню страшные сказки про диких зверей, которые могут там прятаться. Деревья высоченные и шумят листвой. Паутина, комары… Огромные муравейники с суетящимися муравьями. Каждый из них работает. Один тащит длиннющую соломину, другой волочит кусочек коры, который намного больше его самого… А сколько разных ягод! Но, оказывается, не все можно есть. Познание мира продолжается.

Начало: "В другом подъезде, с лифтом, жил настоящий принц - из "Золушки", "Часто снился сон про карлика - круглого, гладкого, белого, как комок теста", "Мы объедались этим жареным луком, накладывая его на черный хлеб и варёную картошку", "Кукла моя не победила на конкурсе, потому что я была "из интеллигентных", "Все государственные служащие работали по ночам".

Продолжение:

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru