История каждого здания так же уникальна, как биография каждого, причастного к его строительству. Собственно, как и у любого из нас…
Собирая материал для сегодняшнего поста в рубрику #шатрыроссии, я мучительно выбирала, о чем я хочу рассказать больше. О чудесном шатровом храме XVI века, или о человеке, волею которого этот храм был создан.
Разделить архитектуру и историю снова не получилось. Поэтому смотрим на красоту и знакомимся с Алексеем Даниловичем Басмановым.
Ближайший сподвижник Ивана Грозного, бесстрашный и безжалостный воевода и опричиник, задира и собутыльник великого царя, погибший от его же руки по навету завистников.
Человек, о котором князь Курбский записал в своей «Истории»: «Маньяк и погубитель как себя самого, так и Святорусской земли».
При этом – единственный из череды то ли воевод, то ли бандитов того страшного времени, имя которого в истории отмечено невиданным.
Во вкладной грамоте на строительство церкви в родовом селе боярина Алексея Даниловича читаем:
Вечное поминовение установить по … «тем людям, которых на государевых службах на Поле и в две Казани при мне, при Алексее, побили. А имена их написаны в большой церкви над жертвенником».
И кто же «те люди»? А те самые боевые холопы, которые со своим воеводой были в Казанских и других походах. Маньяк и погубитель, оказывается, не так прост и бесстыден, как судит История.
Больше в XVI веке нигде и никогда не встретим мы упоминаний, чтобы воевода увековечил память своих павших соратников. Каким он же он был, Алексей Басманов? Не узнаем уже…
Но на церковь, в которой над жертвенником перечислены имена погибших товарищей, полюбуемся.
Церковь Никиты Мученика, с. Елизарово, Переславский район Ярославщины. 1566 – 1567 гг. Архитектора не знаем, но предполагаем, что работали те же столичные зодчие, которые строили храм Покрова на Рву.
Миниатюрная Никитская церковь со своим изящным шатром и горкой еще скромных кокошников так полюбилась в этих землях, что почти копии и подобия ее украшали приходы Суздаля и Мурома…
Колокольня – уже век XIX. Если основная часть храма со своим завершением – это самое начало тонкого узорочья, то колокольня – это уже барокко и классицизм. Чужая тут колокольня, не находите?
Уже в XIX веке храму были необходимы реставрационные работы. С переменным успехом они проводились до начала 1920-х гг.
В советское время, несмотря на историческую и архитектурную ценность, властям было не до восстановления храмов-памятников :(
Последняя реставрация закончилась совсем недавно, продолжалась с 2006 до примерно 2017 г.
На современных фото - снимки весны и лета 2018.
P.S. Было интересно? Поблагодари автора сердечком и подпиской на канал!
Хороших дорог и чистого неба, друзья!
Если вы хотите поддержать проект АРХликбез: