Подписывайтесь на мой авторский телеграм канал
В этой статье рассмотрим незаслуженно (или специально) забытые факты и события начала ХХ века – это развитие авиации и создание первых авианесущих кораблей в Российской Империи.
В 1909-10 гг. известный инженер и один из первых пилотов Российской Империи Лев Марцинкевич представил в Морской Генеральный штаб проект первого авианесущего корабля – проект технически был крайне похож на принципы действия современных авианосцев. Пока проект первого авианосца рассматривался бюрократическими механизмами, Марцинкевич занялся проектом по созданию гидроаэропланов – на испытании которого и погиб в 1910 году.
Создание гидросамолетов повлекло за собой развитие идей их боевого применения на море – но из-за сравнительно небольшой дальности полета – им было необходимо непосредственное базирование на кораблях. На кораблях требовалось лишь хранить самолеты – и спускать их на воду механизмами. Первые экспериментальные полеты начались на Черном море в 1912 г. В итоге проведенных испытаний морской министр адмирал Григорович приказал переоборудовать крейсера «Алмаз» и «Кагул», транспорт «Днестр» для оснащения ангарами для аэропланов.
Командующий Балтийским флотом адмирал Эссен в конце 1913 г. поручил оборудовать крейсер «Паллада» оборудованием для использования гидросамолетов, и транспорт «Аргунь» для базирования самолетов со взлетом прямо с палубы.
С началом Первой мировой на флоте было 30 самолетов на специально оснащенных кораблях. На Черном море были переоборудованы лайнеры «Император Александр III» и «Император Николай I» в авианесущие корабли, оснащенные 6-8 гидросамолетами. В начале 1915 г. на Балтике началось переоборудование пароход «Императрица Александра» - переименованный в «Орлица» он стал единственным авианосцем в Балтийском флоте на период войны – для сохранения секретности по документам корабль считался учебным судном, «авиатранспортом» или «авиационной баржей». Так появился первый специально переработанный авианосец с водоизмещением 3800 тонн, длинной 92 м, оснащенный 4 пушками, 2 ангарами для гидропланов, ремонтной мастерской и хранилищем авиационных бомб в трюме. Гидросамолеты поднимались и опускались на воду специальными «мачтовыми стрелами». Корабль был оснащен 5 гидропланами.
В сентябре 1915 г. произошли первые боевые вылеты самолетов с «Орлицы» - самолеты бомбили немецкие укрепления в Рижском заливе и корректировали огонь с кораблей. Более того – русские самолеты помешали немецким проводить атаки на корабли. Также у мыса Церель самолеты повредили немецкую подлодку, устанавливающую мины. В октябре 1915 г. самолеты прикрывали высадку диверсионного десанта в тылу немцев у Домеснеса.
В конце мая 1916 г. «Орлица» была оснащена новыми самолетами – «летающими лодками М-9» Григоровича – лучшими в мире на тот момент гидропланами. Гидроплан был оснащен пулеметом, 100 кг бомбами и мог оснащаться дополнительным ручным пулеметом для еще одного – третьего – члена экипажа.
«Орлица» и ее самолеты отличились в летних боях 1916 года – где им уже противостоял созданный немцами авианосец «Глиндер» - в воздушных боях был потерян один М-9 и сбито 3 немецких самолета – немецкая авиагруппа была практически уничтожена. 4 июля даже произошел такой случай – экипаж лейтенанта Петрова, после бомбардировки немецких позиций на берегу, на высоте 1500м подбил немецкий самолет, который упал в воду, летчики выжили. После боя, в котором был сбит тот М-9 и два других немецких самолета – русские летчики приземлились на воду, взяли 2 немцев в плен, и забрали уцелевшие детали разбившегося самолета.
На Черном море, переоборудованные в «гидрокрейсеры» «Император Александр III» и «Император Николай I», были крупнее и быстрее, имели больше самолетов и более мощную артиллерию.
«Императоры» принимали активное участие в боях на Черном море с весны 1915 г. В марте самолеты бомбили турецкие укрепления на Босфоре, вместе с турецкими кораблями. Самолеты использовались для разведки, бомбардировки кораблей и береговых укреплений, обороняли конвои и корректировали огонь корабельных пушек.
В январе 1916 г. самолеты черноморского флота осуществили исключительно «воздушный» налет на порт Зонгулдак – первый в истории авианалет на цели, отдаленные от артиллерии. Несмотря на сильный зенитный огонь – самолеты отбомбили угольную шахту, электростанцию и порт.
А 3 мая повторилась атака флота по Босфору. Линейные корабли русского флота обстреливали береговые укрепления, гидросамолёты c «Николая I» бомбили сам Константинополь.
27 октября произошла атака на Варну, где находились немецкие подводные лодки. Бомбардировке с моря помогала бомбардировка с воздуха.
Также был случай, когда самолет помешал немецкой подлодке UB-7 торпедировать «Александра III» - использование противолочной обороны с воздуха, также практически «первое в мире» - показало свою эффективность. 31 декабря 1915 года самолет с «Николая I» нашел в устье реки Мелен-Су севшую на мель подводную лодку UC-13 – которая была уничтожена наведенным с кораблей огнем. А атаковавшая «Александра III» субмарина была затоплена у мыса Тарханкут в октрябре 16-го.
В марте 1917 г. произошел первый в истории захват корабля с воздуха – турецкая шхуна была обстреляна из пулемета самолета М-9, который был ранее поврежден в бензобак при проведении воздушной разведки. После чего гидроплан приводнился рядом и его пилоты захватили корабль – согнав турок в трюм и заперев там. Захватив шхуну, пилоты Сергеев и Тур сожгли поврежденный самолет, собрав с него что смогли, отправились на турецкой шхуне в Севастополь.
Дмитрий Григорович тем временем сконструировал новые самолёты М-11 и М-12 — первые в мире гидроистребители для борьбы с активизировавшимися немецкими ВВС.
Успешные действия первых «авианосцев» показали эффективность их работы – после чего под гидросамолеты были переоборудованы транспорты, переданные Румынией Российской империи - «Румыния», «Дакия», «Король Карл», планировались к переделке пароходы «Саратов», «Афон» и «Иерусалим». В последний день 1916 г. командующий Черноморским флотом вице-адмирал Колчак издал приказ № 227, официально создавший первый в мире авианосную ударную группы в Российской Империи. К началу 1917 г. в составе Русского Императорского флота было 7 гидроавиатранспортов, оснащенных отечественными самолетами. Русский авианесущий флот по числу уступал только британскому – но по боевому опыту и созданию новых тактик – гораздо превосходил его. Создавались планы увеличения авианосного флота до 20 кораблей – уже за счет создания специальных авианосцев – в том числе со взлетом самолетов с палуб. В русской морской авиации к 1917 году было 264 разных аэропланов, 2\3 которых было на Черном море (в целом в России было более 6 тысяч самолетов – больше только у Германии).
После революции, под руководством адмирала Колчака флот ещё сохранял боеспособность и провел ряд операций летом 1917 г. – в том числе бомбардировку порта Синопа.
Но начавшаяся революция и Брестский мир фактически похоронили русский флот. «Император Александр III» и «Император Николай I» участвовали в эвакуации русской армии из Крыма в 1920 г. Остальные корабли были взорваны и затоплены при захвате Севастополя.
«Орлица» 13 июля 1917 года получила повреждения о скалу. После длительного ремонта, через год большевики разоружили ее и использовали для перевозки грузов, переименовав в «Совет». Затем переведен на Дальний Восток, и в 1964 году первый русский авианосец был отправлен на металлолом.
Впоследствии авианосцы и десятки М-5 и М-9 переходили от немцев к Антанте и белой гвардии. После Гражданской войны авианосный флот и морская авиация России в царских масштабах были фактически утрачены, ко Второй мировой войне флот ничем похвастаться не мог. Только в позднем СССР смогли построить тяжелые авианесущие крейсера, а «настоящий» авианосцы так и не были созданы – как и линкоры до ВОВ.
Американские военно-морские эксперты из «U.S. Naval Institute Proceedings» оценивали действия русских в Первую мировую:
«Сравнивая использование корабельной авиации русского флота с английским (ибо только в нем видны начинания в этой области), становится совершенно очевидным первенство русского флота, в котором были заложены основы боевой деятельности корабельной авиации. А действия англичан на протяжении всей Первой мировой войны не поднимались выше уровня подражания действиям русских».