by @YAACU
Один из фундаментальных принципов, на котором основано принудительное исполнение – это принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
То есть, например, арест имущества должника по общему правилу должен быть соразмерен объему требований взыскателя.
Чаще всего понятие “имущество” в этом случае среднестатистический должник толкует узко, подразумевая под ним материальные предметы, подчас игнорируя тот факт, что в современном мире информация обладает самостоятельной ценностью, а, значит, если конкретное имущество – гаджет, например, - является его носителем, то его реальная стоимость может быть весьма значительной, сравнимой с возможными убытками от утраты этой информации.
О чем на собственном горьком опыте могла убедиться владелица одной фирмы. Небольшой такой фирмочки, работающей по схеме “купи-продай”. Малый бизнес, ага.
Довелось, значит, бизнес-леди задолжать своему партнеру миллион-другой рублей. А тот, по-видимому, оказался человеком серьезным и суровым, приказал своим юристам “разобраться”.
Разобрались. Резко и феерично: иск в суд – ходатайство о применении обеспечительных мер в виде наложения ареста на имущество должника – исполнительный лист – заявление о возбуждении исполнительного производства – постановление о наложении ареста – акт описи и ареста.
Думаете, пристав пришел домой к должнице и опечатал холодильник? Нет, он оказался лихим парнем, и наведался прямо в офис ее фирмы, наложив арест на мебель и оргтехнику, а именно - компьютер директора.
Напрасно перепуганные сотрудники в панике искали авансовые отчеты, подтверждающие что арестованное имущество принадлежит не самой должнице, а ее фирме. Пристав был неумолим – и распорядился вынести вещи из офиса для последующей их передачи на ответственное хранение взыскателю.
Жесть, конечно.
Но тут стоит отметить, что в самом по себе изъятии у должника имущества по исполнительному листу о применении обеспечительных мер ничего криминального нет. Так, судебной практикой выработано правило о том, что если должник препятствует исполнению судебного акта о наложении ареста на имущество по судебному акту о наложении ареста на движимое имущество должника, в том числе посредством отказа принять арестованное имущество на хранение, судебный пристав-исполнитель вправе передать арестованное имущество на ответственное хранение членам семьи должника, взыскателю либо лицу, с которым территориальным органом ФССП России заключен договор хранения.
Однако, в данном случае ни о каком воспрепятствовании не могло быть и речи – работники, побоявшись гнева "представителя власти", смиренно отключили и отдали оргтехнику – компьютер - и даже частично успели разобрать мебель, но тут подоспел вызванный должником на подмогу адвокат. После продолжительной беседы с ним пристав как-то передумал отдавать арестованное имущество взыскателю на хранение. Компьютерное оборудование было возвращено в офис.
И вот тут сотрудников фирмы ждал неприятный сюрприз – операционная система на компьютере отказывалась загружаться. После диагностики в сервисе выяснилось, что причиной сбоя является отсутствие в системном блоке... жесткого диска. На котором содержалась информация о текущих бухгалтерских операциях и финансовом состоянии клиентов фирмы за несколько лет.
История умалчивает о том, как сложились в дальнейшем отношения должника и кредитора.
Зато известно, что незаконные действия по аресту и изъятию носителя информации позволили фирме высудить с Управления ФССП убытки за причиненный приставом вред.
Которые складывались из:
- стоимости нового жесткого диска и услуги по его установке
- стоимости услуг по восстановлению баз данных по клиентам фирмы и баз налоговой и бухгалтерской отчетности
- стоимости услуг по частичному восстановлению утраченной коммерческой информации в виде управленческой отчетности, информации по внешнеторговым контактам, бизнес-планированию, документов по внешнеэкономическим сделкам для проверок Таможенной службой, ФНС, Росфинмониторинга, персональных данных клиентов и работников фирмы, электронной книги доходов и расходов и многого другого
- потери рабочего времени руководителя фирмы в результате простоя из-за отсутствия диска
По хорошему, на пристава следовало бы его еще и уголовное дело завести по ст. 286 УК РФ, но об этом, опять-таки, история умалчивает…
Вывод же из этой истории прост. Проще предупредить, чем ликвидировать последствия.
Если ты, дорогой читатель, имеешь небольшой бизнес и тебе приходится обрабатывать конфиденциальную информацию, то ее необходимо защищать.
Не в том смысле, что ты должен костьми лечь за ее защиту в “Час X” - то есть во время составления акта описи и ареста. Не кипятись, не повторяй чужих ошибок, и помни об ответственности за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава и исполнению судебного акта – как административной, так и уголовной.
Смысл в том, что здесь помогут не столько правовые меры (играть на поле приставов весьма непросто), сколько меры технические и организационные, которыми, к сожалению часто пренебрегают до момента, пока не грянет гром. А зря.
Ведь не так сложно, установить и настроить на компьютере минимум такие средства защиты информации как:
- резервное копирование дисков
В дополнение к этому неплохо бы использовать устойчивые ко взлому пароли, а лучше - средства защиты ключевой информации (токены).
В идеале, если “гоп-стоп” неизбежен, неплохо разжиться специальным ПО для защиты от захвата оборудования, основанном на механизме “логических бомб”.
Плюс разработка соответствующих организационно-распорядительных документов, регламентирующих порядок применения сотрудниками всех этих мудреных софтин. Дабы в глазах представителей власти сие имело легальный вид, чем удерживало бы их от соблазна в случае возникновения нештатной ситуации использовать агрумент “сам дурак”.
Гугл в помощь.
https://t.me/pristavy- Суровый пристав
https://t.me/SiloBZ- Силовой Блок Замкадья
https://t.me/pristavy_day- Суровые будни ФССП