Проблемы у этой экспедиции возникли ещё до её начала. Вчера, за три часа до прибытия гостей из Испании в Москву я послушал радио и тут же позвонил сыну:
- Ты в курсе, что сегодня в Барселоне забастовка работников аэропорта? Говорят, что 70 рейсов не могут вылететь. Твои испанцы успеют добраться до Москвы?
- Они не испанцы, папа, - устало поправил меня Олег. – Они каталонцы.
- Какая разница, если опоздают? Вы же не сможете вовремя выехать в Казань. Билеты сгорят, график будет сбит. А главное, все остальные маршруты полетят в тартарары. У тебя же весь путь рассчитан, как цепочка.
- Не переживай. В случае нашего опоздания на казанский поезд у меня есть план «Б» и даже «В». Я тебе его вышлю.
Ещё немного пообщавшись, мы решили, что при любых обстоятельствах лучше придерживаться изначального плана «А». То есть попытаться успеть попасть на Казанский вокзал до отхода поезда в Казань.
Необъятная страна
Показать иностранцам нашу Россию мой Олег решил этой зимой, когда студенты из Каталонии гостили у него в Москве.
Впрочем, начиналась эта история прошлым летом в Барселоне, куда шестеро студентов московского физтеха (МФТИ) прибыли в своё первое европейское путешествие. В числе прочих был и Олег.
Ребята исходили пешком все исторические окрестности города, включая ближайшие горы со средневековыми монастырями. Опробовали в деле шикарные барселонские пляжи, заплывая в море за буйки. Повоевали с мигрантами, стырившими у них рюкзак с вещами, и – с полицией, не желавшей расследовать этот «висяк». И, наконец, подружились со своими сверстниками, местными студентами, помогавшими русским из-за своего доброго расположения к России, как таковой.
Барселонские студенты входили в группу слушателей специальных языковых курсов по славянским языкам. Изучали русский. По национальности определяли себя каталонцами. И прекрасно зная официальный испанский, дружественный французский и близкий итальянский, принципиально общались между собой на своём родном каталонском. Для чего этим ребятам понадобился ещё и русский, я понять так и не смог до того момента, пока они не оказались в России.
Мечтой этих молодых каталонцев, помимо независимости их автономии, было желание увидеть настоящую жизнь настоящих людей. Без глянца. Без понтов. Без обмана. Где ещё всё это присутствовало, как не в России?
К тому же ребята, посещая языковые курсы, перечитали в подлиннике русских классиков 19 века, изучили географию страны. И так не могли поверить, что её просторы многократно превышают всю Европу с десятками карликовых государств.
Верховодила компанией девушка с каталонским именем Айна (ударение на последнем слоге). Самым возрастным среди всех был уже не студент, а специалист-биолог, увлечённый русским языком по имени Жорди (ударение – на первый слог).
В начале зимы Айна вытащила своих друзей в Москву, где наши студенты-физтеховцы нашли для них мороз и снег для общего антуража.
Москва каталонцам очень понравилась. Но они не поверили в то, что это – Россия. (И по-моему, правильно сделали).
- Съездить бы куда-нибудь подальше, - стала мечтать Айна.
- Да не вопрос, - пожали плечами физтеховцы. – Куда?
- На Байкал! – выдохнули каталонцы, понимая, насколько это невозможно.
- А чё только на Байкал? – пожал плечами мой Олег. – Давайте тогда уж сразу до Тихого океана.
- Куда?
- Во Владивосток. На поезде. Неделю. Выдержите?
Восторженные каталонцы пообещали претерпеть все тяготы восточного экспресса.
Слово было сказано. Обещание следовало держать. И Олегу пришлось составлять и просчитывать план экспедиции.
Как нам почувствовать Россию?
Идея посмотреть всю свою страну из окна вагона скорого поезда в нашей семье зрела давно. Наверное, с тех пор, как я осознал, что побывал уже и в Европе, и в Азии, а вот восточнее Уральских гор и не был никогда.
Понятно, что сев на поезд из Москвы во Владивосток, за всю неделю пути Россию ты так и не увидишь. В лучшем случае – море леса, мосты через реки и вокзалы. То есть, чтобы ознакомиться с достопримечательностями, к примеру, Новосибирска или Красноярска надо, как минимум, остановиться в этом городе на день, взять экскурсию, сделать серию сэлфи, где-то переночевать…
Но если останавливаться с ночёвкой в каждом крупном городе по пути во Владивосток, ни времени не хватит, ни бюджет не выдержит. Никакой. Особенно – студенческий.
Самое просто решение при этом – соединить ночёвку в спальном вагоне с пятью-семью часами дневной экскурсии в выбранном городе. То есть надо приобрести не один билет от начала до конца пути, а разбить путешествие на отрезки. Чтоб пересаживаться из поезда в поезд с таким расчётом, при котором дневное время можно тратить на новые впечатления, а ночное – на поезд. Быть может, тяжеловато с непривычки, зато эффективно.
Вот эта идея, витавшая в нашей семье всё последнее десятилетие, и была подхвачена моим младшим сыном, студентом московского физтеха (МФТИ). И, более того, - предложена его друзьям из Барселоны.
Помнится, зимой идеей восхитились все: и испанцы, и наши. Олегу тут же было предложено возглавить экспедицию, сделать расчёт и приобрести билеты. А в дальнейшем быть командиром отряда.
За полгода энтузиазм и у наших, и у каталонцев значительно уменьшился. То один, то другой потенциальный член экспедиции вдруг стали заявлять о неожиданных делах и проблемах, не дающих им возможности попутешествовать по России. И к моменту покупки билетов от десятка граждан Испании и такого же количества россиян остались только: Айн\а, Ж\орди, мой Олег и его друг Ильяс, тоже студент МФТИ, к тому же и наш земляк из Оренбурга.
Путешествие «Барселона-Владивосток» было назначено на 27 июля 2019 года. Общий сбор – на Павелецком вокзале в Москве, куда прибывал аэроэкспресс. Оттуда в течение двух часов следовало доехать до Казанского вокзала. И – двинуть в первый пункт назначения – в Казань.
Безумный день ночных картёжников
Вот тут-то и выяснилось, что, помимо объективных трудностей, бывают чисто субъективные. Ну, кто мог подумать, что именно в это день объявят забастовку служащие аэропорта Барселоны, и 70 рейсов вылетят не по расписанию!
Олег ответил не скоро. Как видно, членам его экспедиции было не до писем и впечатлений.
«Мы еле как успели, - написал Олег. - Их рейс сильно задержали, так что они были в аэроэкспрессе только в 22:15, после чего подключились к вайфаю и смогли мне дозвониться.
Жорди предложил, чтобы я ждал их на Павелецком вокзале с такси, которое бы отвезло нас на Казанский. Их экспресс прибывал в 23:15. С Казанского поезд уезжал в 23:38.
Я спросил у таксиста на вокзале, за сколько он довезёт нас до Казанского. Он ответил: «700 рублей», и получил от меня соответствующую характеристику.
Я оставил Ильяса заказывать и ждать нормальное такси, в то время как сам встречал гостей. Но гости чудесным образом пробежали мимо меня. И мне уже звонил Ильяс, когда они добежали к нему».
Можно было себе представить растерянность иностранцев, пробежавших мимо здоровенного Олега и затормозивших только возле скромного Ильяса. И общую панику из-за независящих от всех обстоятельств. И умение наших туристов собраться в критическую минуту, чтоб сделать то, что кажется уже невозможным.
Следующее послание от Олега пришло только утром.
«Короче, за 170 рублей джигит домчал нас до Казанского. И мы за 5 минут до отбытия запрыгнули в вагон. Потом мы научили их играть в дурачка и играли до двух ночи. В час дня будем в Казани. Честно говоря, нам было не до фоток. Сначала в плацкарт случайно сели, но сейчас едем в купе».
Ну, если наши оренбургско-московские студенты даже в критической ситуации сумели выторговать у таксиста цену поездки от 700 до 170 рублей, то, думаю, впихнуть ошалевших иностранцев в ближайший к ним плацкартный вагон было ещё проще.
Что может успокоить подпрыгивающее давление и безумное сердцебиение? Только крепкий железнодорожный чай и игра в русского дурака, в который Олега обыграть почти невозможно. Так как играть его ещё в шестилетнем возрасте научила бабушка, умевшая обхитрить в этой игре кого угодно. А оттачивать умение помогала высшая математика и матанализ.
Думаю, этой ночью каталонцы, в основном, выигрывали. Должны же у них под конец этого безумного дня появиться положительные эмоции, умиротворяющие их нежную европейскую душу.
Но следующим днём их уже ждала Казань.
(Продолжение следует)
От Барселоны до Владивостока. Часть вторая. Казанская