В предыдущей статье я по секрету вам рассказала, что существует волшебная норма закона, которая удивит любого.
Из этой статьи вы узнаете:
- Что такое информация об авторском праве?
- Что с ней делать нельзя?
- Что будет, если нарушить хотя бы одно «нельзя» в отношении такой информации?
- Как заработать деньжат при нарушении ваших прав с использованием ст. 1300 ГК РФ?
- Как на практике нарушение ваших прав может привести к вам клиента, готового заплатить дважды за вашу работу? (история из жизни)
Речь конечно же идет о статье 1300 Гражданского кодекса РФ, именно в ней заключены ответы на первые 3 вопроса.
1. В статье 1300 ГК РФ дано понятие информации об авторском праве (далее – ИАП).
В частности, ей признается любая информация, которая:
идентифицирует произведение, автора (иного правообладателя)
говорит об условиях использования произведения,
и при этом содержится/приложена/появляется/иным образом «привязана» к оригиналу или экземпляру произведения.
НАПРИМЕР: подпись художника на картине; описание правообладателя в информации под опубликованной иллюстрацией в интернете, «водяные знаки» студии дизайна и т.д.
Речь идет не только про работы художников, под произведением закон понимает любые объекты науки, литературы и искусства отвечающие признакам интеллектуальной собственности. Что это за признаки вы можете прочесть тут и тут.
2. В отношении ИАП запрещено:
- удаление или изменение без разрешения автора (иного правообладателя) ИАП;
- использование произведений, в отношении которых было сотворено злодеяние выше.
3. Если нарушен любой из запретов - автор (иной правообладатель) вправе требовать по своему выбору от нарушителя:
- возмещение убытков;
- выплату компенсации (размеры такой ответственности можно найти тут).
И закон не говорит, что за право нарушается с запретом – исключительное или личное неимущественное, на мой взгляд – оба.
Нюанс в том, что за нарушение личного неимущественного права нельзя требовать компенсацию, о которой говорится в данной статье. А здесь – можно, что уже представляет собой интересный факт.
Таким образом, если кто-то удалил с вашей работы информацию о вас, о вашем клиенте – правообладателе, каким-то образом обезличил вашу работу – вы на коне. Если кто-то догадался это еще и использовать, даже если сам не обезличивал ничего – вы на коне. Даже если вы исключительные права на работу передали другому лицу – вы на коне. Классно же?
СЛУЧАЙ ИЗ МОЕЙ ПРАКТИКИ:
Ко мне обратился художник, который создал иллюстрацию для зарубежного клиента – студии звукозаписи. Исключительные права были переданы в полном объеме заказчику, что устраивало обе стороны.
Спустя время третье лицо – одно российское издательство – решило в обход закона использовать вышеуказанную иллюстрацию в своей работе, в частности, издать книгу с обложкой, на которой бы красовалось творение нашего художника.
Важным моментом в этой ситуации является то, что иллюстрация была взята непосредственно с публикации нашего художника. Сама иллюстрация содержала в себе информацию и об авторе, и о правообладателе исключительных прав - в правом и левом нижних углах самой иллюстрации. Также в описании данной иллюстрации на всех площадках публикации были указания на автора и правообладателя.
В общем-то, художник сделал все правильно: предупредил всех третьих лиц о наличии прав на иллюстрацию у студии звукозаписи и о своем авторстве.
Издательство между тем обрезало иллюстрацию ровно по краям, таким образом, удалив информацию об авторском праве непосредственно с объекта интеллектуальной собственности, и тем более не указало автора иллюстрации в своем издании каким-то иным способом. О том, что никто из издательства не связался ни с автором, ни со студией звукозаписи нужно говорить?
В результате были нарушены исключительные права студии звукозаписи (иллюстрация была напечатана на обложке книги в коммерческих целях), а также нарушены личные неимущественные права художника – информация об авторстве была удалена и в принципе проигнорирована на все 100 %.
Обсудив стратегию защиты прав художника, с учетом того, что исключительные права находятся у зарубежного клиента, а также того факта, что этот зарубежный клиент художника может воспринять сложившуюся ситуацию как негативный окрас деловых отношений с нашим художником (например, допустить мысль о том, что иллюстрация была продана художником данному издательству в нарушение договора со студией звукозаписи), мы пришли к выводу о необходимости работы без привлечения правообладателя - студии звукозаписи - на данном этапе.
Я предложила художнику стратегию, которая бы помогла избежать конфликта с правообладателем, сохранить деловые отношения с ним, а также пресечь нарушение и прав художника и прав студии звукозаписи, а также получить денежную компенсацию за нарушение этих прав.
Обычно процесс защиты интеллектуальных прав начинается с направления письменной официальной претензии нарушителю. Однако в данной ситуации у меня получилось решить проблему моего клиента исключительно в процессе переговоров с издательством. Переговоры с нарушителем - важнейший этап разрешения спора о нарушении исключительных прав. Можно проблему решить, а можно усугубить. Здесь всё зависит от мастерства переговорщика. В данном случае все переговоры с нарушителем и его представителями велись мной.
РЕЗУЛЬТАТ:
- Нарушение прав и художника, и правообладателя было пресечено.
- Получена справедливая и существенная денежная компенсация в пользу художника в очень короткие сроки.
- Деловые отношения художника с правообладателем сохранены.
- Имя художника не было омрачено некрасивой ситуацией.
- Издательство заключило официальный договор с нашим художником на создание эксклюзивной обложки для той самой книги, из-за которой собственно и произошло нарушение прав за хорошее вознаграждение.
На мой взгляд, это успех по всем фронтам: права защищены, нарушение устранено, компенсация заплачена, старый клиент художника не потерян, новый клиент - получен. Все счастливы, а я – особенно!