Следы былых времен можно найти не в переносном, а в прямом смысле этого слова: в Национальном музее Карелии открыта выставка «Сапоги, штиблеты, кóты». Собирать коллекцию, представленную в экспозиции, начали почти полтора века назад.
Первое, немного шокирующее, впечатление от выставки: несмотря на то что экспонаты, а их более 60-ти, выставлены в современных музейных витринах, — здесь то, что мы сегодня можем увидеть в современном сэконд хэнде, исключая лапти и кóты.
А потом при знакомстве с экспонатами, вдруг понимаешь, что даже такой приземленный предмет, как обувь, может много рассказать о жизни людей, о том, как она менялась с годами и веками. Прежде всего за минувший ХХ век. И это открытие заставляет уже не иронически улыбаться, а задуматься.
Среди экспонатов редкие этнографические образцы, характерные для быта Карелии. Вряд ли кто-то из нас видел в натуре тапки из шкурки гагары, поршни («кóты»), карельские кеньги, поморские бахилы и даже знает, что стоит за этими названиями.
Когда в село пришла цивилизация, бересту, солому заменили резина, кожа. Помню, бабушка рассказывала, что блестящие черные резиновые галоши были предметом мечтаний многих деревенских девушек, а родилась она и выросла на Каргополье, в хорошо известном ныне Плесецке.
Если обувь из природных материалов и сапог мастерили в семьях, то шитье туфель, штиблет и сапог требовало уже мастерства, индивидуального пошива. Так родилось новое ремесло, а значит и профессия – сапожник. Опять же из рассказов бабушки знаю, что прадед, человек довольно зажиточный по деревенским меркам и потому спесивый, выдал одну из своих дочерей за сына сапожника. Что по тому времени считалось хорошей партией.
Спрос, как известно, рождает предложение. Мастера объединялись в артели, появились даже промышленные предприятия. При сохранении индивидуального пошива стало развиваться массовое производство.
На выставке широко представлены изделия артели «Кустпромкож». Только-только отгремела война, на улицах Петрозаводска кое-где еще сохранились руины военных лет, а мастера-сапожники уже предлагали модницам мечту многих девушек послевоенных лет — туфли-лодочки. А там уже было недалеко до каблука-шпильки. Обувь второй половины ХХ века, причем пошитая именно в Карелии, занимает на выставке значительное место.
«Дайте женщине пару хороших туфель, и она покорит весь мир», — говорила Мэрилин Монро.
К сожалению, ураганная перестройка вымела из столицы Карелии предприятия, которые относятся к легкой промышленности. Сейчас приходится всё возрождать. Может быть, поэтому нет на выставке экспонатов нашего времени: ведь не обувь китайского производства выставлять…
Экспонаты, выставленные в некоторых витринах, вносят в экспозицию нотки индивидуальности, нарушая общую безликость. Это предметы из мемориальных коллекций известных людей республики – государственного деятеля Отто Куусинена, актрисы Эльзы Баландис, балерины Натальи Гальциной.
На выставке представлены предметы, найденные при реконструкции здания музея в 2000-е годы. Она дает простор полету фантазии: то ли эту обувь забыл или бросил из-за изношенности кто-то из прислуги губернатора, а, может быть, посетители присутственных мест так бежали от чиновников, что и обувку потеряли… Но след в истории оставили.
Автор: Валентина Чаженгина
Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Подписывайтесь на наш канал!
https://gazeta-licey.ru/afisha/78874-kak-mozhno-nasledit-v-istorii