Мы говорим с Сергеем Алексеевичем Беляевым, директором Российского центра науки и культуры, советником Посольства России в Республике Конго (Браззавиль).
- О Конго рядовому обывателю известно не так много. Колониальный период, в том числе вывоз рабов оттуда. Бесконечная череда смещений властей уже после обретения независимости в XX веке. Каким Вы представляли эту страну и как изменились представления за время работы там?
- Когда 7 лет назад мне предложили поехать в командировку в Республику Конго-Браззавиль (РК), то не было ни секунды сомнений, хотя ранее я работал в таких странах, как Франция, ФРГ, США, Швейцария, Люксембург. Привлекал не только интерес к новой стране, но и то, что к региону деятельности Российского центра науки и культуры (РЦНК) в Конго-Браззавиль относится Демократическая Республика Конго (ДРК), Габон, Камерун и Нигерия, в которых за последние годы приходилось бывать неоднократно. Помимо этого, я за 6 лет работы с регионом посетил ЮАР, Бенин, Руанду, Марокко, Анголу.
Разумеется, мои представления о Конго-Браззавиль были достаточно туманными, сформированными на основе зачастую искаженной информации, которая существуют, к сожалению, не только в отношении Конго, но в отношении большинства стран Черной Африки или, как этот регион континента иногда называют, Африки южнее Сахары. Действительно, СМИ полны сообщений об эболе, малярии, вооруженных конфликтах, беженцах, голоде, тотальной коррупции и разгуле уличной преступности.
Образ Африки и в России является, скажем так, односторонним и основан зачастую на сообщениях мировых информационных агентств, не отличающихся особо углубленным подходом. У ИТАР-ТАСС в Черной Африке только один корреспондент – в ЮАР. Другие СМИ здесь не представлены. Вполне понятно, что информации в России об Африке и в Африке о России мало, и она носит в основном «катастрофический», если не «апокалиптический» характер. Достаточно посмотреть на ссылки в интернет-СМИ на русском языке.
- В чем это выражается?
- Эбола в ДРК унесла за два года жизни более 1600 человек, и ВОЗ объявила недавно «международную чрезвычайную ситуацию» в ДРК. Несомненно, это человеческая трагедия. Вместе с тем, по официальным данным Минздрава Франции, за год курение становится причиной преждевременной смерти около 75 тысяч французов (это примерно 13% от всех смертей за год). По данным ВОЗ, в России «от курения» за год умерло около 300 тысяч человек (это четверть от всех смертей). А всего в мире, по данным ВОЗ, курение ежегодно приводит к преждевременной смерти 7,1 млн человек. Вы слышали что-то о чрезвычайной ситуации в отношении потребления табака? Делайте сами выводы об адекватности внимания и информационного освещения международным сообществом проблем Европы и Африки.
- Но это же в масштабах Африки…
- Даже если говорить о размерах Африканского континента, то из Европы он представляется далеким от действительности. Тот регион, который курирует РЦНК в Браззавиле, равен территории всех стран Западной Европы. Для того, чтобы дать более реальные представления о размерах континента достаточно сказать, что территория Африки почти равна двум территориям Российской Федерации (хотя для объективности картинки надо заметить, что на этой территории расположено как минимум 54 государства, не считая с десяток непризнанных). В частности, территория РК равна почти территории ФРГ, а территория ДРК – это четыре Франции.
- Конго граничит с практически тёзкой - Демократической Республикой Конго, у которой территория несоизмеримо больше, а независимость обретена в то же самое время. При этом уровень развития стран, как экономический, так и социальный отличается. В чем Вы видите причины этого? Что помогает Конго не допустить ситуации, аналогичной в ДРК?
Причин много. Существенная разница между двумя Конго - в количестве населения: население РК (5 млн человек) в три меньше, чем население только столицы ДРК – Киншасы. При этом общее население ДРК по приблизительным подсчетам - более 80 млн (а это сопоставимо с населением таких стран, как Турция, ФРГ).
Конечно, не только демографическая, но и этническая ситуация также определяет особенности развития. Этнографическая карта в Центральной Африке крайне сложная. Общеизвестно, что этнические и административно-государственные границы не совпадают в большинстве случаев между собой. Это касается и двух Конго, где насчитываются сотни народностей.
Если проанализировать этнографическую конфигурацию, то обращает на себя внимание, что есть этнические группы, которые присутствуют только на территории одного государства (балуба – в ДРК, вили или мбоши – в РК). Есть этнические группы, которые проживают в обеих странах (конго, беембе), а иногда и в соседних – Габоне, ЦАР, Анголе. Этническая группа конго раскидана на территориях РК, ДРК и Анголе и, в свою очередь, делится на 9 подгрупп.
В районе Браззавиля и Киншасы широко представлена общая для них этническая группа батеке. Но надо видеть, что в столицах, как и в других крупных городах мира, население очень многонационально. Если к этому добавить, что в ДРК, помимо основной этнической семьи – банту, есть еще хамиты (тутси) и нилоты (мангбету), а также то, что в обеих странах до 10 процентов составляют так наз. аборигенные народы – пигмеи, то картина становится еще более сложной.
- В чем различие народов двух этих схожих, казалось бы, по названию стран?
- Если говорить о национальной психологии людей двух Конго, то, конечно, есть свои особенности. При этом не надо игнорировать и различия психологических типажей внутри самих стран - между регионами или между городским и сельским населением. Многие киншасцы, как и жители других крупных мегаполисов из народных кварталов, выходят каждый день из дома, чтобы получить поденную работу и выжить в этот день, не думая о чем-то другом. Браззавильцы производят впечатление более социально защищенных людей. Одномерной и упрощенной картины здесь не может быть.
Государственные служащие в тех случаях, когда нет бюджетных кризисов, имеют весьма обеспеченный и гарантированный образ жизни. Получить должность государственного или муниципального служащего – чиновника, преподавателя, врача – большая привилегия и удача. Но и финансовые кризисы, вызванные, например, падением цен на нефть и снижением поступлений в госбюджет, бьют по бюджетникам в первую очередь.
Неудивительно и логично то, что такая страна как Конго-Киншаса сталкивается с большим количеством проблем и социального, и этнического, и демографического, и экономического порядка. Можно выделить, по крайней мере, 5 или 6 регионов этой страны, где присутствуют открытые и латентные конфликты совершенно различного генеза. И для государства размером в четыре Франции решить такие проблемы совсем непросто.
Вместе с тем, последние выборы в ДРК в начале 2019 г. вызвавшие массу опасений вплоть до очередной эвакуации экспатов, оказались не такими драматичными и остались неожиданно без внешне серьезных последствий. Но пост-электоральная ситуация вызывает вопросы. Хотя новый президент взял власть в свои руки, управление страной уже пять месяцев затруднено по причине того, что ушедший формально от власти президент контролирует парламент и имеет свое слово при назначении правительства. Так что долгая история «стабильной нестабильности» продолжается.
Вместе с тем, сложно усмотреть радикальные отличия между двумя Конго в вопросах безопасности проживания. И в Браззавиле в последние годы приходилось переживать введение режимов так называемого «мёртвого города» с запретами выходить в город, с бронемашинами под окнами РЦНК, вертолетами в небе и стрельбой по всему городу.
В следующей части мы поговорим о быте современных африканцев, религии и культуре.
Сылки на сайт и страницу в ФБ Российского центра науки и культуры в Браззавиле.