Найти тему
Топ-топ арт

Кратко о композиции. Часть 14. Основные принципы размещения в листе

Композиция картины - результат творчества. Никто не может диктовать художнику правила, по которым он должен составлять своё произведения. Есть определённые закономерности, которые приняты в теории композиции, о которых художник, конечно, знает и которые понимает. Именно поэтому он может иногда нарушать их, чтобы достичь самой большой выразительности.

Но изучить их , хотя бы для этого, надо!

Сравним это с правилами составления документов. Или с рекомендуемыми схемами школьного сочинения. Логика этих вещей бывает проста и понятна читателю, потому что восприятие содержания текста не должно быть усложнено.

Так и с учебным рисунком. Ты его рисуешь не затем, чтобы в голове Антиноя прочитали твои мысли. А для того, чтобы правильно передать пропорции, объем, освещённость, материальность этой гипсовой головы. Поэтому композиция учебной работы не должна загадывать загадки зрителю и мешать восприятию результата.

1. Правила компоновки в листе одного предмета.

Если вы рисуете одно пятно (имеется в виду любое цельное изображение) на формате, то, скорее всего, интуитивно будете следовать идее разместить его по центру листа. Так композиция работы будет выглядеть уравновешенной. Если это не просто абстрактное пятно без верха и низа, а, например, рисунок предмета с натуры, то правильным будет разместить его чуть выше середины листа. Так устроено восприятие: гармоничнее и устойчивее кажется изображение, где снизу "для опоры" чуть больше места.

Учебный рисунок. Зарисовка предмета быта.
Учебный рисунок. Зарисовка предмета быта.

Частный случай компоновки одного предмета в листе - рисунок головы или даже целой фигуры человека. В этом случае художник располагает изображение чуть сдвинутым к одному краю, относительно центра. Он оставляет больше пространства в листе там, куда направлен взгляд, куда смотрит "герой" картины, будь то человек, скульптура или животное.

Гипсовая голова Аполлона, учебный рисунок.
Гипсовая голова Аполлона, учебный рисунок.

Если фигура показана в движении, то ей тоже как бы нужно место на пространстве картины, куда двигаться. Представьте, например, что картина Валентина Серова была бы вот так обрезана:

В. Серов, "Пётр I", фрагмент картины
В. Серов, "Пётр I", фрагмент картины

Варварство. Хотя формально все уравновешено, а впечатление совсем не то. Вот она, картина:

В. Серов, "Пётр I"
В. Серов, "Пётр I"

Смысл важнее геометрии...

Не к месту (или наоборот, к месту?) я вдруг вспомнила о том, как неправильно закомпоновал свою картину Карлсон. Помните, он нарисовал для Малыша петуха. Что-то в этом роде:

Картина Карлсона. Очень одинокий петух.
Картина Карлсона. Очень одинокий петух.

Вот так художники нарушают правила ради эмоциональной выразительности.

О компоновке двух и более пятен на рисунке будет рассказано в продолжении статьи.

А полностью оглавление канала по темам постов здесь, на моём сайте.